Экспресс-опрос и его познавательные возможности при изучении готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств, страница 8

Глава II Анализ применения метода экспресс - опроса для изучения готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств

2.1 Особенности проведения экспресс - опроса при изучении готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств

Туризм в наше время во многих странах мира бурно развивается, играет все более заметную роль в мировой экономике. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999–2010 гг. может составить более 1 трлн туристов [1, С.23], а прибыльность этой сферы услуг будет неуклонно возрастать. Уже сегодня на сферу туризма приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов[9,С.3].                                                                                                                           Начиная с 2007 года, летний период приносит волну банкротств рос-сийских туроператоров. Лето 2014 не стало исключением. О сворачивании своей деятельности объявили компании такие известные туристические компании, как «Нева», «Роза ветров. Мир», «Лабиринт», «Идеал тур» и «Экспотур».    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [17] 22 сентября 2014 г. представил данные о том, как россияне оценивают банкротства крупных туристических фирм и что думают о предложении наказывать мошенников в сфере туризма сроком до 10 лет. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведён 13-14 сентября 2014 г., в котором было опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%  .                   Три четверти россиян, путешествовавших этим летом (76%), организовывали свою последнюю поездку на отдых самостоятельно. Частично к помощи турагентства (в оформлении визы, покупке билетов и т.п.) прибегли 5% опрошенных. Каждый пятый (19%) респондент поручил турфирме полностью организовать свой вояж, а чаще других готовые туры брали москвичи и петербуржцы (39%), обеспеченные респонденты (27%).                                   Череду банкротств туристических фирм большинство опрошенных (62%) считает неизбежным результатом системных проблем в туриндустрии. С этим мнением в большей степени согласны жители крупных городов (75%), 45-59-летние (69%), те, кто в этом сезоне пользовался услугами турфирм (69%). В свою очередь, четверть респондентов (24%) называет это просто неудачным стечением обстоятельств.                                                        Большинство турагентств каждый второй россиянин (51%) сегодня считает мошенниками, на которых нельзя положиться, при этом те, кто организовывал свой летний отдых сам, разделяют эту точку зрения значительно чаще, чем те, кто обращался к туроператорам (48% против 36%, соответственно). С доверием к турфирмам относятся 35% участников опроса, и прежде всего, сами клиенты турагентств (59%), жители обеих столиц (49%), молодежь (46% от 18 до 24 лет), опрошенные с высоким достатком (46%).                   Мнения респондентов о том, воспользуются ли они услугами ту-рагентств в будущем, разделились. Если 45% сказали, что допускают такую возможность (среди обращавшихся к ним – 84%, среди тех, кто ездил индивидуально - 54%, среди тех, кто этим летом оставался дома – 40%), то 43% заявили, что не станут обращаться в турфирмы (40% устраивавших поездку самостоятельно против 8% «организованных» туристов).                                Предложение сажать сотрудников турфирм за намеренное неисполнение обязанностей перед туристами поддерживают 70% наших сограждан. Против применения столь сурового наказания высказывается 21%, и в первую очередь, жители Москвы и Санкт-Петербурга (41%), клиенты туристических компаний (31%), опрошенные с высоким достатком (28%).                           В целом можно сказать, что россияне, пользующиеся услугами турфирм, планируют делать это и дальше. Мошенников в турбизнесе предлагается преследовать уголовно.                                                                                      Что же касается Череповца, то по информации местных туроператоров, жители Череповца стали больше интересоваться турами по России, предпочитая не выезжать за пределы страны. На основе всего выше сказанного, можно сказать, что проблема готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств затронула всю территорию России и, в частности,  г.Череповец. Несмотря на то, что изучать данную тематику не просто, у людей возникает море эмоций и ассоциаций, когда затрагивается данная тема, мы крайне заинтересованы в изучении этой проблемы.                                               В качестве исследования в курсовом проекте на тему «Готовности го-рожан пользоваться услугами туристических агентств» был проведён экс-пресс – опрос жителей г. Череповца в возрасте от 18 до 65 лет.                                 Нами было опрошено 91 человек, непосредственно являющихся жителями г. Череповца. Был заранее разработан опросник (Приложение 3), который имел чётко заданную структуру. Он предполагал точную последовательность вопросов, которые естественно отражали тематику исследования. Так как одной из наших целей является сравнение результатов нашего исследования с исследованием, проведённым ВЦИОМ, то исходной для конструирования опросника являлась модель, представленная на официальном сайте ВЦИОМ. Она определила число вопросов, их направленность, логику расположения.                                                                                                                          В проведении опроса мне помогала подруга. Мы решили проводить опрос на улице около торгового центра «Этажи». Погодные условия были не очень приемлемыми, и сложно было найти нужного респондента. Поэтому ушло три дня, чтобы опросить нужное количество человек. Мы старались выбирать вечернее время (примерно с 17.00 до 19.00), когда большинство жителей возвращаются домой. Утром было бы не результативно опрашивать людей, потому что многие спешат на работу, в университет.                                Наша технико – организационная работа строилась так: в первый день нам удалось опросить 35 человек, во второй день, благодаря тёплой погоде, мы опросили 40 человек, а в третий день мы опросили оставшихся 16 человек. В среднем мы опрашивали по два часа в день, стараясь ускорить процесс опрашивания, задавая вопросы в быстром темпе. Не все респонденты быстро отвечали. Некоторые, например, порой задумывались над одним вопросам и ответом на него по 2-3 минуты, всё же не все на слух легко воспринимают информацию. Кроме того, возникла такая сложность, что далеко не все жители г. Череповца совершили путешествие за последние несколько лет, поэтому при опросе данной группе людей приходилось часть вопросов пропускать. Конечно, в процессе экспресс – опроса возникали вопросы от некоторых респондентов о сути вопроса или что подразумевается под конкретным вариантом ответа: это нас ни сколько не смущало, и мы с радостью поясняли, что имели в виду.                                                                                                                  Итак, при проведении экспресс – опроса мы столкнулись с некоторыми трудностями: