Экспресс-опрос и его познавательные возможности при изучении готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств, страница 6

Все вопросы анкеты можно классифицировать на три группы: по содержанию, по форме и по функции. К первой группе относятся вопросы о личности респондента, о фактах сознания и поведения. Эти вопросы направлены на выявление мнений, ожиданий, планов на будущее. Вопросы о личности респондента, которые содержат в себе все социологические анкеты, называются «паспортичкой». Ко второй группе вопросов относятся открытые и закрытые вопросы. В открытых, после текста вопроса социолог оставляет место и просит опрашиваемого высказать своё мнение. Закрытым же называется такой вопрос, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответа. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые вопросы требуют от социолога исчерпывающего знания предмета, однако их легче обрабатывать на компьютере. В свою очередь открытые вопросы используются там, где знания социолога ограничены и исследование проводится с разведывательной целью.                                                                           К третьей группе вопросов, классифицированных по функциям, относятся основные и неосновные вопросы анкеты. Все выше перечисленные виды вопросов относятся к основным. К классу неосновных вопросов социологической анкеты относятся  вопросы-фильтры. «В их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса [8, С.134]». То есть эти вопросы нужны тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие только некоторую часть опрашиваемых [2, 8].                                                                                           Важным является графическое оформление анкеты. Обязательно должен быть чёткий шрифт, достаточно места для ответов на открытые вопросы, стрелки-указатели переходов от вопросов-фильтров к другим вопросам. При составлении анкеты не стоит забывать и о иллюстрированных материалах. Они снижают монотонность анкеты и уменьшают психологическую нагрузку респондента.                                                                                                     При окончании составления анкета должна подвергаться логическому контролю. Здесь проверяют два основных параметра – правильность формулировки вопросов и композицию анкеты. Окончательный вердикт качеству всей анкеты выносит пилотажное (пробное) исследование. Оно вскрывает все недочёты анкеты [8].                                                                                                 Таким образом, анкетный опрос, при соблюдении всех вышеперечисленных правил его проведения и конструирования анкет, является достаточно надежным и эффективным средством изучения общественного мнения и явлений, происходящих в обществе. Всё это находит отражение и в нашем изучаемом методе, экспресс – опросе, о котором более подробно будет рассказано в следующей части.

1.3. Экспресс-опрос: сущность, организация, техника проведения