Экспресс-опрос и его познавательные возможности при изучении готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств, страница 7

Рассмотренные выше методы исследования, опрос и его метод анкетирование, включают в себя  изучаемый нами метод, то есть экспресс – опрос. В общем, этот социологический метод можно охарактеризовать как небольшое анкетирование, с помощью заранее подготовленной анкеты определённой тематики. Дадим его описание, особенности техники проведения, области применения, достоинства и недостатки. Так, например, Ядов В.А. даёт характеристику разведывательного исследования и раскрывает в нём понятие экспресс – опроса [16, С.15]: «Разведывательное исследование – наиболее простой вид прикладного социологического анализа. Оно решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Этот вид исследования может использоваться либо как предварительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения. Такая потребность возникает особенно тогда, когда предмет социологического исследования относится к разряду малоизученных или вообще неизученных. В частности, разведывательное исследование успешно применяется для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе проведения исследования каким-то определённым методом. Выполняя различные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативной социологической информации. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в выявлении отношения людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также эффективности различных мероприятий»                                                                                                                              Как и любой социологический метод, экспресс-опрос обладает рядом признаков:                                                                                                                              - Общеокружной или территориальный характер опроса;                              - Время, отведённое на опрос, сильно ограничено;                                        - Программа и инструментарий - упрощённые;                                                     -Случайный характер выборки;                                                                            -Сплошной метод отбора респондентов (опрашивают всех подряд);               -Использование стандартных анкет;                                                                    -Преимущественно «закрытый» характер вопросов;                                           -Как правильно исследуется либо малоизученная или вообще не изученная область, либо какие-то сиюминутные утилитарные задачи;                    -Сбор агрегированных данных (каждое наблюдение не соотносится с конкретным индивидом в выборке) [ 20].                                                                       В технике подготовки и проведения экспресс – опроса можно выделить такие этапы:                                                                                                            Подготовительный этап, который  включает в себя:                                           -определение объекта, предмета, цели и задач исследования, установление процедур, применяемых в опросе;                                                                        -составление вопросника, определение количества и порядка вопросов, подготовка наглядных пособий и других подсобных средств;                                   -рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса;                        -отбор предполагаемых респондентов, подготовка и инструктаж интервьюеров, кодировщиков и другого персонала к работе (если они необходимы).                                                                                                                             Следующий этап - полевое исследование. Этот этап включает в себя:                   -предварительное тестирование (проводится с целью проверки правильности понимания респондентами задаваемых вопросов).                                  -проведение самого экспресс - опроса (осуществляется по заранее составленным планам, которые обеспечивают точность и своевременность ис-полнения отдельных задач и индивидуальных  заданий).                                            -контроль за проведением опроса. В случае, если респонденты оставляют свою контактную информацию, социологи осуществят обзвон всех полученных анкет. Помимо этого используется 100% визуальный контроль качества проведения экспресс - опроса. На данном этапе выбраковываются анкеты, в которых нарушена логика проведения опроса. Так же осуществляется контроль за работой персонала "в полях" с помощью супервайзеров и контролеров, которые объезжают точки и в течение некоторого времени наблюдают  за ходом работы интервьюеров. Кроме того, нередко используется двойная проверка. В этом случае работу каждого интервьюера проверяют два контролера: первого интервьюер знает в лицо, второй работает инкогнито.   И заключительный этап, состоящий в обработке данных:                                    -преобразование данных в числовую форму;                                                     -аналитическое описание и интерпретация результатов;                                     -предоставление получившейся информации [21].                                             Так как любой социологический метод имеет свои достоинства и недостатки, охарактеризуем экспресс-опрос в этих аспектах.                                  Выделим сначала достоинства:                                                                             - Самое главное преимущество метода - в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей;                                                               -Как следствие из первого достоинства: получение  разнообразной информации;                                                                                                                              -Относительно низкая стоимость проведения;                                                    -При проведении опроса в местах продаж и/или в местах скопления потребителей появляется возможность опросить некоторые специфические группы респондентов [21].                                                                                                  Теперь рассмотрим недостатки данного метода:                                          -Возможно низкое качество ответов на открытые вопросы, если та-ковые имеются, поэтому, при составление анкеты, лучше заменять  такого рода вопросы на вопросы, в которых уже даны различные варианты ответа.           -Требует специальной подготовки интервьюера, то есть умения за-интересовать респондента в теме опроса. Именно поэтому все интервьюеры должны быть обучены технике проведения опроса. Они должны быть осведомлены по содержанию тем, затрагиваемых в вопросах анкеты, интервью. Знать особенности жизни и мышления опрашиваемых. Интервьюеры должны обладать эрудицией, которая необходима для того, чтобы поддержать беседу в различных областях (экономика, политика, искусство, спорт, социально-бытовые вопросы). Внимательность, наблюдательность – важные качества для правильной оценки и ориентации в ходе опроса. Умение говорить правильно, просто. Неторопливо. Умение слушать, выражать интерес к высказываниям собеседника, не перебивать и не навязывать свое мнение. Терпение и сдержанность. Всё это важные качества, которыми должен обладать интервьюер.                                                                                                                                -Относительная сложность организации контроля за работой интервьюеров.  Контроль за качеством работы интервьюера должен начинаться еще до начала полевой стадии исследования. Чем четче и яснее будут даны инструкции интервьюерам, чем лучше будут предусмотрены заранее все возможные ситуации, с которыми могут столкнуться интервьюеры, тем более вероятно, что будут получены надежные полевые материалы. Не повредит делу и взывание к совести интервьюера и воспитание в нем уважения к своей работе, однако, постоянный и строгий контроль также необходим.                             -Если экспресс – опрос проводится на улице, то сильное влияние оказывают погодные условия (снег, дождь, мороз, ветер), поэтому в плохую погоду лучше опросы не проводить или проводить их в помещении(торговые центры, деловые офисы и др.)                                                                                       -Время опроса ограничено [21].                                                                             Метод экспресс - опроса применяется чаще всего в маркетинговых исследованиях. Чаще всего им пользуются многочисленные опросные фирмы и научные организации, например ВЦИОМ, РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка), и т.д. Экспресс-опрос может быть как уличным и в помещении, так телефонным и интернет - опросом. Он имеет довольно широкую популяризацию в современных условиях, особенно интернет – технологических.          В данном курсовом проекте мы рассмотрим метод экспресс - опроса на примере изучения готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств. Об этом говорится в следующей главе.