Рассмотренные выше методы исследования, опрос и его метод анкетирование, включают в себя изучаемый нами метод, то есть экспресс – опрос. В общем, этот социологический метод можно охарактеризовать как небольшое анкетирование, с помощью заранее подготовленной анкеты определённой тематики. Дадим его описание, особенности техники проведения, области применения, достоинства и недостатки. Так, например, Ядов В.А. даёт характеристику разведывательного исследования и раскрывает в нём понятие экспресс – опроса [16, С.15]: «Разведывательное исследование – наиболее простой вид прикладного социологического анализа. Оно решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Этот вид исследования может использоваться либо как предварительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения. Такая потребность возникает особенно тогда, когда предмет социологического исследования относится к разряду малоизученных или вообще неизученных. В частности, разведывательное исследование успешно применяется для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе проведения исследования каким-то определённым методом. Выполняя различные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативной социологической информации. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в выявлении отношения людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также эффективности различных мероприятий» Как и любой социологический метод, экспресс-опрос обладает рядом признаков: - Общеокружной или территориальный характер опроса; - Время, отведённое на опрос, сильно ограничено; - Программа и инструментарий - упрощённые; -Случайный характер выборки; -Сплошной метод отбора респондентов (опрашивают всех подряд); -Использование стандартных анкет; -Преимущественно «закрытый» характер вопросов; -Как правильно исследуется либо малоизученная или вообще не изученная область, либо какие-то сиюминутные утилитарные задачи; -Сбор агрегированных данных (каждое наблюдение не соотносится с конкретным индивидом в выборке) [ 20]. В технике подготовки и проведения экспресс – опроса можно выделить такие этапы: Подготовительный этап, который включает в себя: -определение объекта, предмета, цели и задач исследования, установление процедур, применяемых в опросе; -составление вопросника, определение количества и порядка вопросов, подготовка наглядных пособий и других подсобных средств; -рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса; -отбор предполагаемых респондентов, подготовка и инструктаж интервьюеров, кодировщиков и другого персонала к работе (если они необходимы). Следующий этап - полевое исследование. Этот этап включает в себя: -предварительное тестирование (проводится с целью проверки правильности понимания респондентами задаваемых вопросов). -проведение самого экспресс - опроса (осуществляется по заранее составленным планам, которые обеспечивают точность и своевременность ис-полнения отдельных задач и индивидуальных заданий). -контроль за проведением опроса. В случае, если респонденты оставляют свою контактную информацию, социологи осуществят обзвон всех полученных анкет. Помимо этого используется 100% визуальный контроль качества проведения экспресс - опроса. На данном этапе выбраковываются анкеты, в которых нарушена логика проведения опроса. Так же осуществляется контроль за работой персонала "в полях" с помощью супервайзеров и контролеров, которые объезжают точки и в течение некоторого времени наблюдают за ходом работы интервьюеров. Кроме того, нередко используется двойная проверка. В этом случае работу каждого интервьюера проверяют два контролера: первого интервьюер знает в лицо, второй работает инкогнито. И заключительный этап, состоящий в обработке данных: -преобразование данных в числовую форму; -аналитическое описание и интерпретация результатов; -предоставление получившейся информации [21]. Так как любой социологический метод имеет свои достоинства и недостатки, охарактеризуем экспресс-опрос в этих аспектах. Выделим сначала достоинства: - Самое главное преимущество метода - в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей; -Как следствие из первого достоинства: получение разнообразной информации; -Относительно низкая стоимость проведения; -При проведении опроса в местах продаж и/или в местах скопления потребителей появляется возможность опросить некоторые специфические группы респондентов [21]. Теперь рассмотрим недостатки данного метода: -Возможно низкое качество ответов на открытые вопросы, если та-ковые имеются, поэтому, при составление анкеты, лучше заменять такого рода вопросы на вопросы, в которых уже даны различные варианты ответа. -Требует специальной подготовки интервьюера, то есть умения за-интересовать респондента в теме опроса. Именно поэтому все интервьюеры должны быть обучены технике проведения опроса. Они должны быть осведомлены по содержанию тем, затрагиваемых в вопросах анкеты, интервью. Знать особенности жизни и мышления опрашиваемых. Интервьюеры должны обладать эрудицией, которая необходима для того, чтобы поддержать беседу в различных областях (экономика, политика, искусство, спорт, социально-бытовые вопросы). Внимательность, наблюдательность – важные качества для правильной оценки и ориентации в ходе опроса. Умение говорить правильно, просто. Неторопливо. Умение слушать, выражать интерес к высказываниям собеседника, не перебивать и не навязывать свое мнение. Терпение и сдержанность. Всё это важные качества, которыми должен обладать интервьюер. -Относительная сложность организации контроля за работой интервьюеров. Контроль за качеством работы интервьюера должен начинаться еще до начала полевой стадии исследования. Чем четче и яснее будут даны инструкции интервьюерам, чем лучше будут предусмотрены заранее все возможные ситуации, с которыми могут столкнуться интервьюеры, тем более вероятно, что будут получены надежные полевые материалы. Не повредит делу и взывание к совести интервьюера и воспитание в нем уважения к своей работе, однако, постоянный и строгий контроль также необходим. -Если экспресс – опрос проводится на улице, то сильное влияние оказывают погодные условия (снег, дождь, мороз, ветер), поэтому в плохую погоду лучше опросы не проводить или проводить их в помещении(торговые центры, деловые офисы и др.) -Время опроса ограничено [21]. Метод экспресс - опроса применяется чаще всего в маркетинговых исследованиях. Чаще всего им пользуются многочисленные опросные фирмы и научные организации, например ВЦИОМ, РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка), и т.д. Экспресс-опрос может быть как уличным и в помещении, так телефонным и интернет - опросом. Он имеет довольно широкую популяризацию в современных условиях, особенно интернет – технологических. В данном курсовом проекте мы рассмотрим метод экспресс - опроса на примере изучения готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств. Об этом говорится в следующей главе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.