Экспресс-опрос и его познавательные возможности при изучении готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств, страница 10

Заключение

В заключение курсового проекта можно сделать следующие выводы:

Изученный в ходе исследования метод экспресс – опроса проводится с целью быстрого получения отдельных сведений, в данный момент особенно интересующих исследователя. В «Методах социологического исследования» Добреньков В.И. и Кравченко А.И. говорят о том, что экспресс - опросы обычно нацелены на выявление отношения общества к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также на выяснение эффективности недавно проведенных действий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и возможных результатов избирательных кампаний, выявления мнения людей относительно планируемых акций и мероприятий [2].

Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки [19].

Экспресс – опрос также является разновидностью и метода анкетирования, когда социолог проводит опрос при помощи анкеты. Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста. Как утверждает  В. А. Ядов [16] «Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос)».    

Можно сказать, что взятый нами метод является быстрым опросом по заранее подготовленной анкете. Экспресс – опрос также является разновидностью и метода интервьюирования, когда социолог опрашивает респондента, прямо контактируя с ним. Интервью — это метод получения первичной социологической информации путем устных ответов респондентов на систему стандартизированных интервьюером вопросов и ответов на них. Поэтому экспресс – опрос осуществляется также и путем непосредственного общения социолога и респондента.

Метод экспресс – опроса является одним из источников получения эмпирической информации в короткие сроки и применяется в большом количестве исследований разных сфер жизни: политика, технологии, рынок, культура, СМИ и т.д. При малом количестве вопросов респондент не загружается лишней информацией и отвечает, особо не задумываясь и при этом давая честные ответы. Мы будем использовать его как зондаж мнений горожан об их готовности пользоваться услугами туристических агентств, так как эта проблема очень популярна и изучаема в наше время. Данный метод поможет нам выявить первичные мнения, путём быстрого опрашивания респондентов.

Исходя из поставленных цели и задач, мы описали теоретико - методологические подходы к данному методу, в частности они выразились во взглядах Добренькова В.И. и Кравченко А.И., Григорьева С.И. и Растова Ю.Е. [2,4].

Что касается выводов, полученных при проведении исследования по данной тематике, то они будут выглядеть так:

1.Почти половина  жителей г. Череповца (40,7%), несмотря на кризис в сфере турбизнеса, пользуются услугами туристических агентств. Более того подавляющая часть опрошенных (80,2%)  в дальнейшем не исключают возможности прибегать к помощи турфирм.