Экспресс-опрос и его познавательные возможности при изучении готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств, страница 3

Алексей Басков рассматривает экспресс - опросы в политической сфере: «Они дёшевы, оперативны, но позволяют выявить ограниченное число факторов (классическую тройку «известность – рейтинг – антирейтинг», к примеру). Их можно проводить каждый день в последние две недели кампании, получая «горячие» данные о рейтингах кандидатов. Экспресс-опрос проходит не обязательно именно на улице, может проводиться также в метро и других местах. Суть метода – в оперативности и возможности за одну рабочую смену опросить большое количество респондентов. Из-за того, что интервью проходит стоя и «на ходу», его длительность не должна превышать 5-10 минут. В свою очередь, это накладывает заметные ограничения на количество и детальность решаемых задач, однако при этом позволяет сократить стоимость проведения исследования и повысить оперативность получения результатов» [20].

Актуальность данной курсовой работы заключается в следующем. Метод экспресс – опроса является одним из источников получения эмпирической информации в короткие сроки и применяется в большом количестве исследований разных сфер жизни: политика, технологии, рынок, культура, СМИ и т.д. При малом количестве вопросов респондент не загружается лишней информацией и отвечает, особо не задумываясь и при этом давая честные ответы. Мы будем использовать его как зондаж мнений людей об их готовности пользоваться услугами туристических агентств, так как эта проблема очень популярна и актуальна в наши дни. Данный метод поможет нам выявить первичные мнения, путём быстрого опрашивания респондентов.

Объектом работы является экспресс – опрос как метод социологического исследования.

Предметом работы являются возможности и ограничения применения метода для изучения готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств.

Цель работы: обосновать возможности применения метода экспресс – опроса для изучения готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

1.       Описать теоретико – методологические подходы к методу экспресс - опроса.

2.       Проанализировать историю и практику становления метода.

3.       Выявить достоинства и недостатки экспресс – опроса и обосновать его применение для социальной практики.

4.       Проанализировать результаты экспресс – опроса, направленного на выявление готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств.

5.  Сравнить полученные данные с исследованием, проведённым ВЦИОМ, по всей России.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Теоретическую основу данной работы составляют взгляды на специфику опроса и экспресс - опроса, предложенные В.И.Добреньковым и А.И.Кравченко, В.А.Ядовым, С.И.Григорьевым и Ю.Е.Растовым [2,16,4].

Эмпирической базой стали результаты:

- Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведённый 13-14 сентября 2014 г предоставляющий данные о том, как россияне оценивают банкротства крупных туристических фирм и что думают о предложении наказывать мошенников в сфере туризма сроком до 10 лет [17];

- Результаты экспресс - опроса, проведённого в рамках данного проекта с 26-28 декабря 2014 года, в котором опрошен 91 житель города Череповца.

Глава I Теоретико-методологические подходы к использованию метода экспресс - опроса в социологической практике

1.1 Опрос как метод сбора социологических данных