Экспресс-опрос и его познавательные возможности при изучении готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств, страница 5

1.2. Экспресс-опрос как разновидность анкетного опроса в социологических исследованиях и его своеобразие

Метод экспресс-опрос может проводиться как в форме интервью, так и в форме анкетирования. В данной части работы рассмотрим экспресс-опрос именно как проведение анкетного опроса при изучении общественных явлений, так как этот метод будем в дальнейшем использовать при проведении нашего исследования.                                                                                          Существует множество различных подходов к пониманию анкетного опроса. Так, например, по мнению Кравченко А. И. [8, С. 124], «Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста». Автор утверждает, что анкетирование на сегодняшний день является самым популярным среди основных методов сбора данных. Этим методом пользуются приблизительно в 70-80% случаев.                                                                                           Кондаков И. М. даёт такое определение [7]: «Анкетный опрос  — 1 из 2 основных видов опросных методов (2-й — интервью), применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). Анкетный опрос широко используется в социологии, психологии, педагогике, других областях науки и практики».                                                                                               Как утверждает  В. А. Ядов [16]  «Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос)»       .         Можно выделить две особенности анкетирования:  высокая самостоятельность респондента из-за опосредованности  метода, где в качестве опосредователя выступает анкета, высокая роль инструментария. С этими особенностями связаны достоинства и недостатки данного метода сбора информации.                                                                                                                      К достоинствам данного метода, которые выделили Каменева Н.Г. и Поляков В.А. [6, С. 97] относятся: позволяет собрать необходимую информацию за короткое время; полученные ответы являются индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюера, ни его взгляды; респонденты дают более обоснованные ответы за счет уверенности в анонимности проводимых исследований; время и скорость заполнения анкеты подбираются респондентом самостоятельно в зависимости от своих личных качеств; обеспечивает относительно дешевую стоимость метода, за счет того, что анкетирование проводится людьми, не обладающими высокой квалификацией.                                                                                             Недостатками метода являются: потеря индивидуальности ответов (иногда респонденты дают ответы, советуясь с тем, кто находится поблизости в данный момент); большая вероятность пропуска вопросов при самостоятельном заполнении; социолог не может контролировать понимание смысла вопросов респондентами; высокие требования к качеству инструментария; позволяет вскрывать  только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к респондентам) [15, С. 133].                                                                                                Выдающиеся социологи Осипов Г. В. и Ядов В. А. [12, 16] все анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые, закрытые и полузакрытые опросы. В открытых опросах респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Выделяют также зондажный или экспресс-опрос, который применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Кроме того, существует такой тип анкетного опроса, как опрос по почте, отличающийся от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором — анкетер сам собирает заполненные листы. Следующая группа опросов - это групповое анкетирование и индивидуализированное. В первом случае анкетируют сразу группу человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором — он обращается индивидуально к каждому респонденту. По способу общения между исследователем и опрашиваемым анкетирование подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное. Организация "раздаточного" анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий. Наконец, при классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентации, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.     Анкета или, как её ещё называют, вопросник является основным инструментом исследования социолога. Для того чтобы анкета предоставляла исследователю достоверную информацию, надо соблюдать все правила при её конструировании и знать особенности различных типов вопросов. Автор социологической анкеты, вопросы в которой выполняют функцию исследовательского инструмента, обращается к большой группе неизвестных людей. Поэтому, различными социально-демографическими группами опрашиваемых вопросы анкеты должны бать одинаково понятны.