Метод опроса является одним из самых распространённых социологических методов и имеет богатую и давнюю историю. Добреньков В.И., Кравченко А.И. утверждают, что историю социологических опросов надо вести с тех пор, когда впервые начали задаваться вопросы для того, что бы получить информацию об умонастроениях и мнениях людей [3]. Время, когда точно это произошло — неизвестно, но как мы знаем из древней истории, первые опросы сводились к пересчету голов. Именно от древнеанглийского слова «голова» (pol, polle) произошло само слово «опрос» (poll)— в средние века в Англии выборы проводились поголовным подсчетом. Чаще всего такого вида опросы проводились для получения сведений о том, кто и где проживает и о количестве населения в целом. По-другому такие опросы называются переписью. Социологи указывают, что в качестве признанного научного метода изучения общественного мнения опросы существуют триста лет. Теория выборки в массовых опросах опирается на законы больших чисел и вероятностных расчетов, которые были сформулированы в середине XVII в. усилиями французского математика Б. Паскаля, и позже итальянского ученого И. Бернулли. В 1660 г. появилась новая область исследования - политическая арифметика, разработанная двумя англичанами, Дж. Граунтом и У. Петти . «В том же году немецкий ученый Г. Конринг читает университетский курс статистических лекций, который сегодня называют «политической наукой». Если Конринг, сравнивая различные общественные явления, мало пользовался цифрами, то Д. Дэвис в 1787 г. широко применяет статистический аппарат и одним из первых систематически практикует анкету. После его работы «Исследование семейного бюджета трудящихся классов в Англии» в 1797 г. также на основе анкетных данных появляется отчет о положении бедноты Ф.М. Идена. Анкетные опросы широко использовались в Германии в XIX в.; только в одном исследовании Теодора ван дер Гольтда (1874—1875) было опрошено 15 тыс. помещиков об условиях жизни сельскохозяйственных рабочих. В России первый анкетный опрос был проведен в 1760 г.» [3, С.244]. Сегодня же опросы превратились в некую крупную индустрию. Общих цифр нет, но, по экспертным оценкам, ежегодно в мире проводится до 500 тыс. исследований разной направленности, тематики, жанров. Большинство из них проводится на заказ, чтобы помочь фирмам на рынке или кандидатам в политические структуры. Многие опросы организуются специально для воздействия на общественное мнение. Большое количество опросов объясняется тем, что их проводят самые разнообразные фирмы и организации (прежде всего гиганты опросной индустрии — всемирно известные службы Гэллапа, Роупера и Харриса). Кроме того, опросами занимаются сами средства массовой информации, в том числе объединения печатных и электронных СМИ. Опросы более высокого качества проводятся также менее известными, но солидными региональными и местными опросными фирмами и научными организациями. В числе последних наиболее известны Институт социальных исследований при Мичиганском университете и Национальный центр по изучению общественного мнения при Чикагском университете [3]. Постараемся разобраться в самой сущности термина «опрос». Ядов В.А. даёт определение: «Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях» [16, С.14]. По мнению Владимира Александровича, опрос является почти универсальным методом. При соблюдении всех правил данный метод позволят получить не менее надежную, чем в наблюдении или при анализе документов, информацию о событиях, происходящих в обществе, так как является лучшим источником знания о внутренних побуждениях и мотивах людей. При использовании опросов можно получить любую информацию, даже о том, чего самому исследователю ни увидеть, ни прочитать никаким образом не удастся. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как и кого спрашивать, какие задавать вопросы и, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Если добавить несколько других условий, например, где вести беседу и как обработать данные, то можно получить развёрнутое представление о возможностях данного метода [16]. Кравченко А.И. и Добреньков В.И. считают, что: «Цель опроса состоит в том, чтобы правильно измерить мнения, установки и поведение людей, задавая им вопросы. Успех здесь в значительной степени зависит от их качества: хорошие (грамотно сформулированные) вопросы обещают нам правильные ответы; плохие вопросы дают несоответствующие стимулы и имеют своим результатом недостоверные или неточные ответы. Продумывая вопросы, исследователю надлежит избегать двусмысленных, неопределенных, неясных или наводящих формулировок и использовать подходящую лексику. Небрежность здесь может привести к несовершенному вопроснику, вызывающему раздражение или оскорбляющему респондента, и, в конечном счете, привести исследователя к данным, лишенным всякого смысла» [2, С.71]. По мнению российского социолога Осипова Г. В. [12, С. 342], «В основе опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию. В любом варианте опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Связь между главными его участниками – исследователем и респондентом – обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество получаемых данных». К таким звенья относятся анкета или план интервью, анкетёр или интервьюер и сама ситуация опроса. Это говорит о том, что опрос имеет сложную, изменчивую структуру, которая содержит множество различных факторов, способных влиять на качество получаемых данных. Кроме того, Г. В. Осиповым были выделены основные фазы опроса: адаптацию, достижение поставленной цели и снятие напряжения. В первой фазе – фазе адаптации – происходит подготовка респонденты к исследованию и создание у него мотивации ответить на вопросы. На этой стадии социолог задаёт вопросы, ответы на которые позволяю вовлечь человека в разговор. Следующая фаза – фаза достижения поставленной цели - включает в себя сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач. В эту часть входят вопросы, непосредственно связанные с темой исследования. И, наконец, последняя фаза – фаза снятия напряжения. Эта фаза необходима для того, чтобы опрашиваемый окончательно выговорился. Сюда входят лёгкие вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств [12]. Как говорится в статье Мягкова А. Ю. [10, С. 25], « респонденты - не пассивный источник нужных социологу сведений, а метод - не просто технический инструмент их получения». Любая разновидность опроса - это уникальный способ коммуникации, опосредующий взаимодействие между исследователем и респондентами и оказывающий суггестивное влияние на итоговые эмпирические данные [5]. С этой точки зрения социологов не могут не интересовать мнения самих опрашиваемых по поводу тех коммуникативных средств, которые применяются в исследовании. Выяснение отношения респондентов к различным методам сбора данных позволило бы глубже понять их природу и особенности и на этой основе максимально приблизить существующие опросные техники к перцептивным моделям и образцам повседневного поведения опрашиваемых. Однако, к сожалению, в большинстве случаев социологи не знают, как респонденты воспринимают и оценивают используемые методы опроса, какие из них предпочитают и почему. В статьях Журавлевой C.Л., Романович Н.А, Мягкова А.Ю. говорится о том, что изучение этих вопросов в отечественной социологии только начинается [13, 14, 11], в то время как в западной оно имеет уже свою историю. Теперь перейдём к видам опроса. Опрос как вид исследования обычно разбивают на две большие разновидности — анкетирование и интервью. Анкетированием является вопросно-ответная форма организации текста. Интервью — проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, как иногда называют face to face, входе которой интервьюер (или его помощник) фиксирует его ответы. В свою очередь, каждый из этих видов опроса разделяются на множество подвидов: 1) по числу опрашиваемых (групповой и индивидуальный); 2) по месту проведения (дома, на работе и в целевых аудиториях — посетители театра, пациенты в поликлинике и т.п.). Кроме того, исследователи дают классификацию видов опросов и по другим критериям, а именно, разбивают их на количественные (с применением статистики, полученной в ранее проведённых исследованиях) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа, контент - анализ). По форме проведения выделяют письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью). По коммуникации социолога с респондентом: очные и заочные. По технике проведения: стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные. По уровню компетентности респондентов: массовый опрос (для респондентов-неспециалистов) и экспертный опрос (для специалистов в той или иной области) [2]. Таким образом, мы видим, что опрос в широком смысле включает в себя: как интервью, так и анкетирование. Если рассматривать его субъективно в узком смысле, то термин «опрос» подразумевает только устную беседу, и поэтому сводится к нескольким видам интервью. Анкетирование уже сюда не входит. Итак, а основе всего выше изложенного, можно сделать вывод, что метод опроса является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации в настоящее время. Метод опроса является весьма эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях). Главное достоинство данного метода - массовость, репрезентативность и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Разумеется, данный метод не является универсальным: его роль и значение тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению. Степень значимости метода опроса связана с изучением сферы общественного сознания. Именно поэтому следует постоянно иметь в виду, что социолог постоянно получает информацию о социальных явлениях только в том виде, в каком она отражается в сознании людей и вербализуется респондентом в ситуации опроса. На качество полученной методом опроса информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью самого респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к человеку или организации, проводящей опрос), а с другой - факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). На результаты опроса негативно влияет присутствие при опросе посторонних лиц, неудачно выбранное время и место опроса, несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры опроса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.