Экспресс-опрос и его познавательные возможности при изучении готовности горожан пользоваться услугами туристических агентств, страница 2

Экспресс – опрос также является разновидностью и метода анкетирования, когда социолог проводит опрос при помощи анкеты. Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста. Как утверждает  В. А. Ядов «Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос)» [16, С.129].                                                        Имеется множество разновидностей анкетирования. Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые, закрытые и полузакрытые опросы. В открытых опросах респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Кроме того, существует такой тип анкетного опроса, как опрос по почте, отличающийся от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором — анкетер сам собирает заполненные листы. Следующая группа опросов - это групповое анкетирование и индивидуализированное. В первом случае анкетируют сразу группу человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором — он обращается индивидуально к каждому респонденту. По способу общения между исследователем и опрашиваемым анкетирование подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное. Организация "раздаточного" анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий. Наконец, при классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентации, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.                                                       Можно сказать, что взятый нами метод является быстрым опросом по заранее подготовленной анкете. Экспресс – опрос также является разновидностью и метода интервьюирования, когда социолог опрашивает респондента, прямо контактируя с ним. Интервью — это метод получения первичной социологической информации путем устных ответов респондентов на систему стандартизированных интервьюером вопросов и ответов на них. Поэтому экспресс – опрос осуществляется также и путем непосредственного общения социолога и респондента.

Добреньков В.И. и Кравченко А.И указывают, что социологические опросы, как показывает опыт, могут очень многое: узнать мнение большинства населения, предсказать исход политических выборов, объяснить массовое недовольство населения или, напротив, повальное увлечение сомнительным товаром, эстрадной звездой, религиозной идеей [2].

В социологии существует множество определений и толкований экспресс - опроса. Обратимся к примерам некоторых из них. Григорьев С.И. и Растов Ю.Е. определяют «телевизионный экспресс-опрос как метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного» [4, C.106].