Организация перевозочного процесса на городском автобусном маршруте. Варианты заданий по курсовой работе, страница 9

Коррекция расчетных диаграмм потребности в автобусах по часам суток с учетом интервалов движения заключается в следующем.

Рассмотрим вышесказанное на примере. На рис. 4.2.1. представлен условный пример диаграммы изменения пассажиропотоков на маршруте по часам суток.

Рис. 4.2.1. Пример диаграммы изменения пассажиропотоков

на маршруте по часам суток

Используя формулу (4.2.1.) определяем расчетное количество автобусов, необходимых для обслуживания пассажиропотоков. Снова строим диаграмму, на этот раз – диаграмму изменения потребности в автобусах по часам суток (рис. 4.2.2). С этой диаграммой необходимо провести манипуляции по корректированию потребности в автобусах с учетом двух стандартов качества (в «час-пик» и межпиковое время). Для этого проводим на диаграмме 2 линии, параллельные оси ОХ. Как определить уровень проведения этих линий? Пусть, к примеру, расчетное время оборота равно 32 мин. Мы задаем 2 стандарта качества. В час-пик интервал движения автобусов будет составлять 4 мин. (I дв = Тоб,/Ам = 32мин./8 авт = 4 мин.) , в межпиковое время – 16 мин. (I дв = Тоб,/Ам = 32мин./2 авт = 16 мин.). На уровнях, соответствующих количеству автобусов, при использовании которого мы будем иметь заданные интервалы движения автобусов на маршруте, проводим линии, смысловая нагрузка которых – линии корректирования потребности в автобусах.

Рис. 4.2.2. Пример скорректированной диаграммы изменения

потребности в автобусах по часам суток

На рис. 4.2.2 серым цветом затонированы участки диаграммы, для которых проведена операция корректирования (добавления дополнительных, против расчетной потребности) числа автобусов. Смысл в том, что имея на линии один расчетный по фактической потребности автобусов в периоды 6.00 … 7.00; 10.00 … 15.00; 22.00 … 24.00, этот один автобус будет работать с интервалом движения на маршруте 32 мин, что значительно ниже заданного стандарта качества равного 16 мин для межпикового времени. В связи с этим необходимо довести количество автобусов на линии до двух, хотя расчетная потребности ниже.

Аналогично и для часа-пик, увеличиваем число автобусов до 8 (с целью поддержания интервала движения 4 мин.), хотя расчетная потребность в 16.00 … 17.00, например, составляет всего 3 автобусов. Однако 3 автобуса превышает уровень межпиковый, поэтому считаем, что период 16.00 … 17.00 относится к периоду «час-пик». Аналогично с периодом 19.00 … 20.00.

Как уже было сказано выше, аналогичные расчеты необходимо провести для автобусов, относящихся к трем различным классам. Соответственно вышеуказанные манипуляции будем проводить для всех трех моделей автобусов.

3. Анализируется внешний вид диаграммы, наличие значимых неравномерностей изменения потребности в автобусах. В процессе этой работы важно установить факт наличия на диаграмме часов, когда фактическая расчетная потребность в автобусах превышает линии соответствующие минимальным выбранным интервалам (4 мин.- в час пик) и максимальным выбранным интервалам (16 мин. – в межпиковое время). Это значит, что в эти часы автобусов будет не хватать и на маршруте останутся не вывезенные пассажиры (g > 1). Определение «часов-пик» и межпикового времени производится на основании визуализации конкретных диаграмм.

Аналогично, значима ситуация, когда фактическая потребность в автобусах будет намного меньше расчетной (определенной с учетом плановых интервалов движения в час-пик и межпиковое время). В этом случае потребность в автобусах корректируют с учетом требований по выдержке интервалов движения.

Для выполнения действий по корректированию потребности в автобусах сравнивают расчетные значения потребности в автобусах с теми значениями, что определяются с учетом требований по выдержке интервалов движения. В случае, если автобусов недостаточно, то их количество увеличивают так, чтобы поддерживался плановый интервал движения. В этом случае автоматически несколько уменьшится относительная загрузка автобусов пассажирами (пассажиропоток стабилен, число автобусов увеличено, значит уменьшается загрузка автобусов). Необходимо просчитать, насколько изменится численное значение коэффициента использования пассажировместимости g (уменьшится). Значения g определяются по каждому часу с учетом соотношения  (4.2.3.):