Организация перевозочного процесса на городском автобусном маршруте. Варианты заданий по курсовой работе, страница 10

g,                                             (4.2.3.)

где

Ар

-

расчетное (по диаграмме) количество автобусов, ед.

Ак

-

скорректированное (по диаграмме) количество автобусов, ед.

В процессе расчетов возможны следующие ситуации (по отдельным часам суток):

g > 1 – в этом случае автобус далее не рассматривается – использование данного автобуса не позволит освоить заданный пассажиропоток в час-пик, и, возможно, в межпиковое время. Как вариант, возможно проведение дальнейших расчетов, но плановый интервал уменьшается, например, до 1 мин. в час-пик и до 5-7 мин. в межпиковое время.

g = 1 – редкая ситуация, корректировать число автобусов необязательно.

g < 1 – условия эргономики для пассажиров на приемлемом уровне, однако эффективность перевозок необходимо анализировать. В случае, если g ® 0, то условия проезда пассажиров очень удобные, однако эффективность перевозок на очень низком уровне (например, крайний случай, когда в салоне находится один пассажир).

При выполнении курсовой работы необходимо определить расчетные значения g  для всех часов суток для всех 3 марок автобусов, используемых для анализа. Далее проводится работа по определению среднего в течение суток значения коэффициента использования пассажировместимости g. Для этого проводят операцию усреднения всех 18 значений g, полученных для каждого часа работы соответствующих автобусов.

Для сравнения автобусов по показателям эффективности их использования воспользуемся следующей методикой.

Наиболее эффективно используемым автобусом признаем тот, для которого g находится в пределах 0,6 ± 0,05. В этом случае, автобус выполняет значительную работу по перевозке пассажиров, есть возможность собрать провозную плату, а пассажиры не испытывают дискомфорта при поездке.

Полученные при расчетах значения g сравниваются с нормативом 0,55 – 0,65. Та, модель автобуса, для которой расчетное значение g наиболее близко к данному диапазону или соответствует ему и признается в качестве наиболее эффективной. В дальнейшем рассматривается только выбранная одна модель автобусов. Альтернативные – в дальнейшей работе не рассматриваются.

4.3. ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ организации работы автобусов на маршруте и труда водителей

В качестве исходного материала для работы по данному разделу служит скорректированная диаграмма потребности автобусов выбранной модели по часам суток, приведённая на рис. 4.2.2.

Сущность диаграммы следующая. Площадь диаграммы представляют собой транспортную работу в автобусо-часах, выполняемую автобусами в процессе перевозки пассажиров на маршруте.

Характер диаграммы служит основанием для принятия решений по выпуску автобусов на линию.

В частности, возможны следующие варианты.

Если диаграмма ровная, без пиков и провалов, то в этом случае необходимо использовать некоторое, определенное с учетом величины пассажиропотока, количество автобусов в течение суток. Корректирование числа автобусов по часам суток - незначительное.

Если диаграмма неровная, рваная, присутствует наличие в ней межпиковой зоны спада потребности в автобусах в дневные часы и наоборот, резкое увеличение потребности в автобусах в час-пик, то в этом случае необходимо использовать различное количество автобусов по часам суток. Корректирование числа автобусов по часам суток - значительное.

После визуального анализа диаграммы приступаем к определению потребного числа смен работы водителей и определения режима сменности работы для различных автобусов.

Определяем общее количество автобусо-смен по маршруту по формуле (4.3.1.):

 = ,                                       (4.3.1)

где

SАамч

-

сумма часов работы автобусов на маршруте, час;

tо

-

время нулевых рейсов всех автобусов, час;

9

-

продолжительность рабочей смены за минусом подготовительно - заключительного времени, ч.