Организация перевозочного процесса на городском автобусном маршруте. Варианты заданий по курсовой работе, страница 11

В нашем случае рекомендуется рассмотреть общий вид диаграммы (рис. 4.3.1). Для автобусов, работающих на маршруте в течение около 18 часов назначаем две смены работы, для автобусов, работающих на линии утром и вечером, в течение «часов-пик» - одну смену с разрывным графиком работы.

Определившись с количеством смен работы автобусов на маршруте и визуально по диаграмме определив - для каких автобусов - какое количество смен работы будет характерно, необходимо приступить к определению рациональных режимов работы и обеденных перерывов водителей автобусов.

Рекомендации по данной операции следующие:

  • обеды необходимо назначать в период спада пассажиропотоков.
  • авточасы, которые замещаются обеденным временем необходимо перенести по вертикали вверх (именно в тот час, когда назначен обед) с целью замещения выбывших автобусов на линии другими.
  • при решении вопроса добавления авточасов автобусам, работающим по системе разрывных смен, необходимо решать этот вопрос таким образом, чтобы в итоге суммарное время работы автобусов на линии было сопоставимым по продолжительности.

Пример. Автобусы нумерацией с 1 по 2 работают в режиме с 6.00 до 24.00, автобусы с 3 по 8 работают по разрывной схеме (3 часа утром, с 7.00 до 10.00 и 4 часа вечером, с 16.00 до 20.00). В этой ситуации, обеды назначаются до автобусов №№ 1 … 2 с 10.00 до 11.00 и с 20.00 до 21.00 для утренней и вечерней смен. Автобусо-часы в период с 10.00 до 11.00 (всего 2 автобусочаса) и с 20.00 до 21.00 (всего 2 автобусочаса) передаются для выполнения автобусам 3 … 4 (утром) и автобусам 7 … 8 (вечером).

Суть этой работы – во внедрении в тело диаграммы обеденных автобусо-часов (операция замещения рабочих автобусо-часов автобусо-часами отдыха). В этом случае, например, предоставляя час отдыха 1-му автобусу, мы должны передать его работу в этот же час другому автобусу, который не был задействован в работе до нашей реорганизации ( водитель находился на отдыхе, а автобус - в отстое).

Единственное правило, которое необходимо при этом соблюдать – следить за тем, чтобы количество автобусо-часов в определенные часы оставалось постоянной величиной (количество клеточек – потребных автобусов диаграммы по отдельному часу оставалось постоянной величиной).

Желательно передачу автобусо-часов другим автобусам организовать с учетом требования максимально возможного выравнивания продолжительности рабочих смен для различных автобусов. В частности, в нашем примере, для автобусов 1…2 продолжительность утренней и вечерней смены составляет около 9 часов (включая обеденное время), для автобусов 3 … 4 и 7 … 8  - около 8 часов (обед проводится в период разрыва между работой на линии и не выделен на диаграмме отдельно), для автобусов 5 … 6 – около 7 часов (обед проводится в период разрыва между работой на линии и также не выделен на диаграмме отдельно).

На следующем этапе необходимо определиться с часами, когда будет проводиться смена водителей на автобусах, работающих в 2 смены (при этом необходимо удостовериться в том, что продолжительность смен работы водителей разных автобусов более-менее одинакова и приближена к 8-9 часам). В нашем случае – это период около 15.00. Смена водителей должна проводиться на конечных остановках (А или Б).

Рис. 4.3.1. Пример организации обеденных перерывов

для водителей автобусов 1 … 2.

4.4. Составление расписания движения автобусов.

Определение режима работы автобусов на маршруте

Маршрутное расписание движения автобусов составляется с учетом уже определенного ранее режима работы автобусов и водителей. При этом учитывается примерное время работы на маршруте (с учетом данных диаграмм), время, необходимое на выполнение рейса между пунктами А и Б, времени оборота, времени, запланированного на обеды и межсменный отстой.

Расписание движения автобусов на маршруте составляется в виде следующей таблицы (табл. 4.4.1). В расписании должна быть информация о времени движения каждого автобуса.

Таблица 4.4.1

Расписание работы автобусов на маршруте