Как написать хорошую курсовую или дипломную работу, страница 16

         Другой вариант – представлять работу как строительство дома, где для каждого этажа – главы – нужны свои блоки – параграфы и кирпичи – смысловые части текста, соединенные друг с другом логикой последовательного изложения материала.

Еще один тип серьезных ошибок связан также с отсутствием логики, но не в изложении текста, а в рассмотрении проблемы. Это проявляется в том, что автор работы не устанавливает причинно-следственные связи между теми фактами, которые описывает. В результате, работа не производит впечатления цельной, а «разваливается» на отдельные, не связанные между собой, части. Например, рассмотренные во втором и третьем параграфах первой главы теоретические основания и подходы к управлению никак не учитываются в третьем параграфе второй главы при описании путей совершенствования деятельности, или анализ кадрового состава и кадровой ситуации организации не обобщается выявлением проблем в кадровом обеспечении деятельности, или не устанавливается влияние кадровых проблем и, особенно путей их решения, на деятельность организации в целом.               

Предупредить отсутствие в работе внутренней логики возможно при использовании приема «красная нить»: студенту при изложении работы необходимо «видеть» или «чувствовать» как нить ту общую мысль, идею, которая скрепляет все части работы, а на ней, как узелки, ее ключевые моменты.

Другой способ, который следует использовать как дополнение  к первому, состоит в том, чтобы при написании текста работы по ходу и в конце параграфов и глав применять специальные связки – переходы от одной части к следующей. В речевом плане такие связки можно оформлять с помощью выражений «далее рассмотрим…» или «далее перейдем к рассмотрению…», «в развитие данного подхода в следующем разделе охарактеризуем (опишем)…», «следующий параграф будет посвящен рассмотрению того, как данные положения (принципы) реализуются в практике …. » и т.п. 

ВАЖНО!

Основной принцип, который поможет студентам избежать многих ошибок при выполнении курсовой работы: работа должна вызывать интерес и желание продемонстрировать все умения и лучшие качества автора, стремление пережить чувство достижения успеха в учебе.

9. Как самому проверить курсовую работу

Студенты, самостоятельно выполнившие работу, как правило, хорошо ориентируются в ее структуре и содержании.  Тем не менее, полезно провести самопроверку, чтобы убедиться, что всем требованиям и рекомендациям работа полностью соответствует, а также обнаружить недочеты и устранить их до предъявления работы руководителю.

Если же студент, не особо заботясь о приобретении соответствующих умений, преследуя сиюминутные цели (например, ликвидировать задолженность по дисциплине) поддался искушению и приобрел курсовую работу в какой-либо фирме или скачал из Интернета, то ему тоже необходимо ее проверить на соответствие требованиям.  Одновременно это хотя бы отчасти будет способствовать подготовке к ее защите и в целом пониманию того, что такое курсовая работа.

Даже бегло просматривая текст, можно оценить качество работы в целом. Опытному преподавателю для выявления откровенно слабого исполнения достаточно прочитать оглавление, введение и заключение, список литературы. Явное несоответствие теме и основным требованиям, как правило, обнаруживается сразу. Студент также может обратить внимание на соответствие названий глав и параграфов в оглавлении и в тексте работы, правильное употребление единых понятий и терминов, наличие соответствующих иллюстраций и правильность их оформления. 

Кроме того, некачественную работу можно отличить и по внешним признакам: отсутствию в тексте указаний на авторов, ссылок на источники и сносок; неоднородность стиля оформления: присутствие различных шрифтов разного размера, неравномерность интервалов и отступов. Зачастую некачественная работа составлена из фрагментов сканированного текста источников. Сканированный текст в работе легко обнаруживается: как правило, он  изобилует лишними пробелами; перенос встречается в середине слов; присутствуют опечатки: вместо буквы Й встречается И, а букву Щ заменяет сочетание ШТ, вместо ПО – ГЮ, неверный набор букв К, Н, И; встречаются «разнокалиберные» кавычки: «пример» и “пример”.