Как написать хорошую курсовую или дипломную работу, страница 10

Студенту следует конкретизировать и обосновать применение методов, перечисленных во введении. Так, рекомендуем указать, с какой целью проводился анализ документов и каких именно, на какие стороны было направлено наблюдение и в какой форме оно осуществлялось, какие применялись методы социологического опроса, кто автор анкет и тестов и с какой целью  они применялись и т.д.

Возможно кратко описать ход исследования (где, когда и в течение какого времени проводилось исследование, в индивидуальной или в групповой форме и т.п.), важно показать соответствие используемых методов цели и задачам работы.

В случае если тексты анкет, тестов, вопросов бесед и интервью имеют большой объем, рекомендуется вынести их в приложение. В тексте параграфа дается общее описание методик и делается ссылка на приложение и библиографические источники.

С помощью подобранных методов студент самостоятельно организует сбор данных для практической части работы. Как правило, при использовании методов социологического исследования, необходимо определить выборку испытуемых (респондентов), которые будут участвовать в анкетировании, тестировании и т.п. процедурах. Выборку также следует кратко описать.

R Например, «В анкетировании участвовали 40 респондентов из числа работников департаментов социальной сферы. Из них 25 женщин и 15 мужчин, возраст участников от 35 до 55 лет. Все респонденты имеют высшее профессиональное образование. 5 чел. занимают должности руководителей, остальные – главных и ведущих специалистов.»

Организация практического исследования часто бывает непростым делом, так как студенту необходимо

– получить требующиеся для изучения материалы, документы, статистические данные; – убедить респондентов, включенных в выборку, принять участие в исследовании (здесь студенты могут использовать и призывы помочь, и попытаться вызвать интерес к изучаемой проблеме, и подчеркнуть значимость полученных результатов и т.п.),

– составить и размножить анкеты или договориться о времени интервью,

– правильно обработать анкеты, подсчитав количество ответов, и тесты в соответствии с ключом.

Собранный фактический материал подвергается количественной и качественной обработке: обобщается, анализируется и интерпретируется. Для обработки статистических данных рекомендуется использовать методы описательной и математической статистики (например, подсчитать средние значения или разброс значений).

Анализ результатов практического исследования должен быть изложен во втором параграфе. Здесь студент должен привести примеры данных, полученных с помощью различных методик, описать результаты анкетирования или тестирования, интерпретировать их, объяснить выявленные в ходе наблюдения или анализа документов факты.

Изложение текста может строиться в логике последовательного описания данных, полученных различными методами, а затем их интерпретация в форме приведения результатов исследования. Возможен и другой порядок – вначале в обобщенном виде описываются результаты, а затем приводятся примеры и описываются данные, подтверждающие полученные результаты.     

RНапример,«Результаты выявления уровня удовлетворенности трудом в учреждении с помощью анкетирования показали, что степень удовлетворенности трудом 70% и выше составил у 50% респондентов. В основном работники удовлетворены: режимом работы и отдыха 71,4%; разнообразием в работе 42,8%; самостоятельностью и независимостью в работе 47,6%; отношениями с коллегами и непосредственным руководителем 71.4%; возможностью общения в процессе работы 65%.»

или

«Коллектив компании составляют молодые люди в возрасте от 25 до 40 лет,  имеющие высокий уровень образования и большой стаж работы в организации. Следовательно, при подборе персонала предъявляются высокие требования к уровню образования, введены ограничения по возрасту. Связано это, в первую очередь, со спецификой работы  – работа разъездного характера, высокоинтеллектуальный труд…»