Как написать хорошую курсовую или дипломную работу, страница 15

Или в теме заявлена оценка персонала как способ управления качеством кадрового состава, а в работе описывается процедура подбора и отбора кадров.   

В одних случаях это происходит из-за неточного понимания студентом темы, подмены ее собственной интерпретацией, в других случаях – из-за формального подхода, небрежности в подборе и изложении материала. 

Предупреждение подобной ошибки состоит в приобретении студентом ряда умений:

формулировать проблему исследования в теме работы в форме относительно короткого назывного предложения;

определять главную мысль текста (всей работы, главы, параграфа) и выносить ее в заголовок;

по заголовку текста определять его содержание.

Первое умение самое сложное и приобретается в результате специального развития. Способствовать его формированию возможно, если при изучении научных публикаций, в которых освещаются результаты исследований, обращать внимание на то, как авторы формулируют проблему, какими способами отражают в формулировках причинно-следственные связи и зависимости, какие речевые обороты применяют. Одновременно это может помочь освоить научный стиль изложения текста.

Кроме того, при формулировании проблемы полезно рассуждать с помощью вопросов: что будет изучаться? к чему это относится, частью чего является? с чем это связано (или – в чем проявляется?) как это связано? или – на что влияет? как влияет? или – к чему приводит? На вопросы следует стараться отвечать одним словом (словосочетанием) – научным понятием.

R Например, аттестацию работников можно рассматривать как форму оценки персонала, кадровую технологию, способ повышения качества кадрового состава, основу деятельности по развитию персонала. В каждом случае это будет отдельный аспект изучения аттестации.

Следует сформулировать несколько вариантов темы и записать их с тем, чтобы затем после обдумывания и консультации с преподавателем выбрать наиболее удачный. При этом необходимо иметь в виду, что возможно в дальнейшем рабочее название темы будет скорректировано или придется вернуться к другим вариантам.

В отношении двух других умений могут помочь следующие рекомендации:

1. При написании или чтении текста  задавать себе вопрос «о чем этот текст?» и кратко формулировать ответ (а если на вопрос ответить несколько подробнее, то можно сформулировать выводы по тексту);

2. Обращать внимание на то, какие слова и словосочетания встречаются в тексте чаще всего. Именно они являются ключевыми в передаче основного содержания.                                                     

Следующей довольно распространенной ошибкой является плохое структурирование текста. Это проявляется в том, что в работе нарушена логика изложения материала: содержание глав и параграфов не связывается в логической последовательности, разорвано и не отражает принятый в научных исследованиях ход изучения проблемы. Так, довольно часто теоретические материалы оказываются и в первой, и во второй главе, или в первой главе появляется текст из практической части работы. Нередко описание методов исследования и изложение результатов приводится в житейской, а не научной логике: метод и тут же результат, который с его помощью получен. Например, описывается анкета и сразу приводится анализ данных анкетирования, потом описывается тест и тут же приводятся результаты тестирования.

Предупреждению подобных ошибок способствует тщательный подход к составлению плана (структуры) работы. Полезно представлять себе текст  работы образно.

R Например, как фигуру из двух треугольников, соприкасающихся вершинами: первый треугольник – это первая глава, и материал в ней излагается от общего – понятийного аппарата, взглядов, подходов к управлению (широкого основания) к частному – к конкретным методам, способам, технологиям решения проблемы. Второй треугольник – вторая глава, напротив, начинается с частного аспекта – характеристики описания конкретной организации, на примере которой рассматривается объект и предмет исследования, затем треугольник расширяется в соответствии с развитием темы и изложением результатов, а ближе к основанию треугольника рассматриваются общие подходы к решению выявленной проблемы применительно к данной организации.