Отличие брендинга услуг от брендинга товаров обусловлено спецификой самих услуг, таких свойств, как неосязаемость, нематериальность, невозможность хранения и т.д. Бренд образовательного учреждения - это не только его торговая марка, состоящая из названия, графического изображения (логотипа) и звуковых символов. К бренду образовательных услуг относятся:
- Сама образовательная услуга со всеми ее характеристиками;
- Набор характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых потребителем образовательных услуг и приписываемых им образовательной услуге (имидж образовательной услуги);
- Информация о потребителе образовательных услуг.
Исходя из специфики услуг, брендинг в сфере образовательных услуг определим как совокупность приемов, методов и способов, позволяющих довести разработанный бренд учреждения до потребителя образовательных услуг и сформировать в его сознании имидж. В этом контексте бренд образовательного учреждения – это ожидание потребителя образовательных услуг получения конкретной выгоды в результате обучения. В конечном счете, бренд учреждения способствует удовлетворению потребности в образовании.
Информацию об образовательных услугах потребители получают чаще всего через рекомендации знакомых, обучающихся в высших заведениях, родителей и их жизненного опыта, собственного опыта общения с институтом. Упаковкой образовательной услуги для потребителя может служить наличие собственного здания, его внешний вид, дизайн учебных помещений, бытовые условия обучающихся и материально-техническое оснащение вуза.
Второй особенностью можно назвать непостоянство услуг, связанное с человеческим фактором и тем, каким образом их предоставляют люди. Качество, уровень обслуживания, как будет предоставлена в итоге данная услуга, зависит от личностного вклада ее исполнителя.
В-третьих, перед образовательной услугой встает проблема разового пользования пакетом услуги. Пройдя обучение, выпускник не нуждается в повторном обучении и не обращается в организацию в качестве потребителя данной услуги. Но это не значит, что он не может воспользоваться другими пакетами услуг организации (дополнительное образование, второе высшее и т.д.)
Четвертой особенностью образовательных услуг можно назвать неразделимость предоставления услуг от их потребления. Потребителю не предоставляется возможности, не получив услугу в полном объеме, провести оценку качества обслуживания, принимать решение о повторном пользовании в дальнейшем данным видом услуг.
Рассматривая процесс покупки образовательной услуги и влияние ее бренда на покупателя, невозможно не обратить внимание на то, какие преимущества получает от бренда его владелец (продавец услуги) – образовательная организация. Во-первых, бренд учреждения при продаже образовательных услуг, так же как и при продаже любых других товаров (услуг), позволяет владельцу выделиться из среды конкурентов. Во-вторых, бренд позволяет образовательному комплексу более активно привлекать средства, как бюджетные, так и внебюджетные. Так, школы с популярным брендом более охотно и активно поддерживаются государством, в то же время они привлекают большее число учащихся, а значит, увеличиваются внебюджетные вливания. В-третьих, сильный бренд позволяет минимизировать риски при внедрении новых проектов. В-четвертых, брендовые учреждения в большинстве своем заслуживают репутацию надежных организаций, что способствует развитию крепких партнерских отношений с другими образовательными организациями. Кроме того, эмоциональная связь брендовых школ с потребителями намного крепче, что способствует формированию долгосрочной лояльности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.