Проектирование объемного гидропривода, методические указания к выполнению курсовой работы, страница 33

Конфигурация схем при компоновке тоже меняется, поэтому ее следует оставить в черновике, дополнять и изменять при дальнейшем проектировании.

Далее с помощью автономных элементов и типовых блоков следует решить следующие задачи (определить внутренние связи):

1.  Устранить опасные и аварийные ситуации (используя циклограммы);

2.  Минимизировать энергопотребление;

3.  Максимизировать надежность;

4.  Минимизировать нагрузку на оператора.

Так как каждая из задач оценивается своим критерием, то проектирование системы ОГП и, в частности, подсистемы управления, является многокритериальной задачей на стыке нескольких дисциплин. Решения таких задач сложны, процесс не имеет общего решения. При этом учитывается не только положительный эффект – «успех», но и «плата за успех» - возможное отрицательное влияние достигнутого.

Для решения этих задач следует использовать описание технологии и циклограмму, а также другие вспомогательные материалы, о которых будет сказано ниже.

К решению задачи «устранения опасных и аварийных ситуаций» приступают составив циклограмму и выделив из нее штатные процессы и ситуации. Например, устранение возможности резкого опускания (падения) груза обеспечивается введением в схему блока – обратный клапан-дроссель. Блок вводится в магистраль слива при опускании груза; в манипуляторных машинах в цилиндры стрелы и рукояти. Наиболее часто встречающимися опасными или аварийными ситуациями могут быть:

-  недопустимость одновременного включения цилиндров различных узлов или органов;

-  синхронизация скоростей различных рабочих органов или узлов;

-  обязательная последовательность включения цилиндров.

Решение этих и подобных задач является творческой частью проектирования и возлагается на студента. Решение подобных задач можно найти в литературе. Ниже (на рисунке 17) представлены некоторые ситуации и решения.

Рисунок 17 – Возможные способы устранения опасных ситуаций:
а) устранение возможного возникновения «опасного» опускания груза; б) обеспечение равномерной скорости; в) устранение возможности перегрузки

Аварийные ситуации могут возникнуть при одновременном включении гидроцилиндров рабочих органов, которые по операционной технологии не могут работать одновременно. Например, при работе ЛП-19 и ЛП-49 одновременно не могут работать захватно-срезающее устройство (ЗСУ) и поворот платформы или стрелы. В этом случае возможность включения второго исполнительного органа следует исключить либо управляемым обратным клапаном, либо гидроуправляемым золотником (распределителем).