Метод планомерного формирования умственных действий и понятий

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

                    МЕТОД ПЛАНОМЕРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ                  

                     УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОНЯТИЙ[1]                  

 Формирующие   исследовательские  методы                              

Цель  главы  -  продолжить  знакомство  с  основными принципами  и приемами  реализации метода  планомерно-поэтапного формирования.  В  отличие  от  предыдущей  главы,  где  метод  был   рассмотрен  в  контексте внутренней  логики его  организации, в  данной главе  реализуется подход  к анализу  формирующего метода с позиций методологии науки, то есть с "внешней"  для психологии позиции.                                                

В   настоящее  время   в  психологии   понятие  «формирующий        эксперимент» объединяет в себе несколько различных  методов научной и практической работы [Ильясов, 1979, и др.].  К формирующим    исследовательским   методам    относятся   всевозможные        разновидности  «социального  эксперимента:  преобразующий  эксперимент,  экспериментально-генетический  метод,  метод поэтапного формирования и т.д.» [Орлов, 1982, с.24].  Основной чертой  таких  методов является  «не просто  констатирование особенностей  тех  или  иных  эмпирических форм  психики, а  их активное моделирование,  воспроизведение в  особых условиях,  что позволяет раскрыть  их сущность»  [Давыдов, 1978,  с.4]. Формирующий     метод ведет свое  начало от  экспериментально-генетического метода Л.С. Выготского [Эльконин, 1966; Кравцов, 1978, ; Фролов,  1991,  и  др.].   Именно  экспериментально -генетический    метод в той или иной его разновидности  лежал в  основе исследовательской  работы  Выготского  и  его учеников:  А.Н. Леонтьев  (совместно  с  О.В.  Овчинниковой  и  Ю.Б. Гиппенрейтер)  - при исследовании   формирования   ощущений  и   звуковысотного  слуха;  А.В.Запорожца  - при  исследовании развития  произвольных движений;  П.Я.Гальперина  -  при  формировании  ряда  умственных действий и понятий.                                                  

В  последние  годы  обострился  интерес  к  более  точной дифференциации   и   описанию   каждого  из   формирующих  исследовательских методов. Например, А.К.Маркова [1982, с.55] совершенно справедливо  требует  отличать   обучающий  эксперимент   от  формирующего   и  тем   более  -   от  экспериментально-генетического метода.  В  ряде работ  серьезно обсуждаются  методические особенности   длительного   формирующего,  так   называемого  «фронтального»    эксперимента,    который    велся     под    руководством Д.Б.Эльконина  и  В.В.Давыдова.    и  Ю.И.Фролов [1991]  настаивают на  некорректности использования  термина «формирующий   эксперимент»   для  обозначения   метода  планомерного формирования.                                                        

Предметом   изучения   в  настоящей   главе  будет   метод  планомерного  (поэтапного)  формирования,  как  он  сложился  в  теории П.Я. Гальперина.                                                 


ПЛАНОМЕРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ                             

        КАК МЕТОД   ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО    ИССЛЕДОВАНИЯ                    

Теория    планомерного    формирования    умственных    действий представляет  собой   продолжение  линии   психологических  исследований,  реализующих  деятельностный   подход  к   изучению  психологических  явлений,  намеченный  в  работах   Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др.  В основе  этого направления  лежит изучение происхождения   психической   деятельности  из   внешней,  материальной деятельности людей.                                           

Методом    психологического    исследования    здесь   выступает планомерное   формирование   конкретных    психологических   явлений  и  процессов  с  заранее  намеченными   свойствами.  Наиболее полно  этот  метод  проявил  себя  на материале  изучения познавательных процессов.                                                   

В  психологии  известны  два  основных  подхода  к  исследованию познавательных  процессов.  Первый  из  них,  называемый констатирующим,  реализован  в  многочисленных вариантах  и связан  с анализом процесса, каким он  сложился на  данном этапе  его развития. В  исследованиях  А.Н.Леонтьева,  С.Л.Рубинштейна,   О.К.Тихомирова, в работах других психологов с  помощью этого  метода получены  важные  данные  о  познавательных  процессах.  Однако мыслительный  процесс  обычно  скрыт от  исследователя. Представители этого  подхода  разработали  ряд приемов  раскрытия, экстериоризации  процесса  мышления  («мышление  вслух»,   регистрация  движений глаз, рук, анализ промежуточных  продуктов и  пр.). И  все же основным   приемом  исследования   при  первом   подходе  является регистрация  продуктов  мыслительной  деятельности  и гипотетическое  восстановление  структуры  процесса  мышления на  основе анализа изменений его показателей при варьировании исходных условий.

Похожие материалы

Информация о работе