Метод планомерного формирования умственных действий и понятий, страница 4

Различаются  общелогические,  общепсихологические   и  специально-предметные  типы  материала.  К  группе   общелогических               типов относятся задания:                                                        

1) с полным набором только необходимых для решения   задачи условий;                                                                    

2) с наличием всех  необходимых и  с добавлением  избыточных, лишних условий;                                                           

3) с отсутствием некоторых из необходимых условий;                      

4) с  отсутствием некоторых  необходимых, но  с добавлением               лишних условий.                                                                 

Общепсихологические  типы  образуются путем  разных сочетаний  наглядных  и  понятийных  характеристик,  представленных  в условиях  задачи  и  в сопровождающих  ее рисунках  и чертежах. Наглядные  и  понятийные характеристики  могут совпадать,  а могут и расходиться.                                              

Систематическое  изменение  общелогических  и  общепсихологических типов материала приучает  учащихся (испытуемых)   доверять  внешнему  облику  задачи,  проводить  специальный  анализ ее условий.                                                     

Специально-предметные  типы  материала поставляет  та научная  область,  в пределах  которой находится  формируемый способ деятельности;  они  также  должны быть  представлены во  всей их полноте. Кроме  подбора материала  задач, немалое  значение имеет   порядок   их   предъявления   испытуемому,  обеспечивающий наиболее контрастное их сопоставление. Все типы  задач предъявляются с  одинаковой вероятностью  на каждом  этапе до  тех пор, пока  не будет  обеспечено правильное  и быстрое  выполнение задач всех уровней трудности.                                     

Сознательность действия формируется в основном на  речевых этапах  шкалы  поэтапного  формирования.  При  этом  у испытуемого  образуются  собственные  критерии   правильности  выполнения действий, отражающие предъявляемые к его речи требования.       

Для  описания  метода  планомерного  формирования  (МПФ)  в целом удобнее  всего воспользоваться  схемами, которые  дает общая теория управления. Это вполне оправдано,  так как  не только  ученики  П.Я.  Гальперина,  перенесшие  его исследовательский по своему основному назначению метод  в область  педагогической теории и практики (Н.Ф. Талызина и др.), но и сам П.Я. Гальперин охотно  пользовался  эпитетом  «управляемое   формирование»  для описания сути МПФ.                                             

Как известно, общая теория  управлении выдвигает  ряд требований,  выполнение  которых  обеспечивает   нормальное  осуществление того или иного процесса  управления. К  ним относятся: 1) указание цели управления;  2) установление  исходного состояния  управляемого  процесса;  3)  определение  программы воздействий,   предусматривающей   основные    переходные   состояния процесса;  4)  обеспечение  получения информации  по определенной системе параметров о состоянии управляемого  процесс, т.е.  обеспечение  систематической  обратной  связи; 5)  обеспечение переработки  информации,  полученной   по  каналу   обратной  связи,  выработка  коррегирующих  (регулирующих)  воздействий  и   их  реализация.                                                        

Эти  требования   можно  суммировать.   Процесс  управления  требует:  точного  указания  объекта управления,  указания системы  независимых  параметров  объекта  управления,  по  которым  ведется управление,  указание  основных этапов  (состояний) управляемого объекта.                                                    

Конкретизируем  эти  требования  по отношению  к управлению  ходом  формирования   умственных  действий   и  понятий   с  точки  зрения ТПФ: