Метод планомерного формирования умственных действий и понятий, страница 2

Второй   подход,   называемый   формирующим,    заключается   в планомерном   формировании   способов    мыслительной   деятельности   как   методической  основе   психологического  исследования. Главный  его  тезис  состоит в  том, что  психологическое содержание  и  структуру деятельности  можно объективно  раскрыть, только сформировав  их  с   заранее  заданными   показателями.  Критерием сформированности   является   безошибочное   решение   всеми   испытуемыми  заранее  намеченного  круга   задач.  Такой   подход  к изучению  психологического   содержания  и   структуры  деятельности  наиболее  полно  и  детально  представлен в  исследованиях по планомерному   формированию   умственных   действий   и   понятий, которые  велись  под  руководством  П.Я.  Гальперина  (1957, 1959, 1965, 1966, 1969,  1974, 1978  и др.).  В этих  работах содержатся основные   принципы   метода   формирования   как   особого   пути исследования психической деятельности.                          

         Краткое описание метода планомерного формирования       

Прежде чем переходить к дальнейшему анализу, необходимо        изложить основные положения теории и метода планомерного    формирования в их наиболее устойчивом - так сказать, ортодоксальном, - виде. Те, кто достаточно знаком с работами по теории планомерного формирования (ТПФ), этот раздел главы могут пропустить и переходить сразу к следующему параграфу.              

Теория   планомерного   формирования   исходит  из   того,  что предметом психологии  является «процесс  ориентировки»» субъекта.

Ориентировочная  деятельность  включает  четыре  основных  момента:                                                               

1. Составление образа той ситуации,  в которой  находится и         будет действовать субъект.                                            

2.  Выделение в  ситуации предмета  актуальной потребности,  то есть цели действия.                                               

3. Составление плана действия.

4. Контроль и коррекция выполняемого действия.                    

Каждый из  названных моментов  может разрастаться  до самостоятельной деятельности.                                            

В  общем  виде  ориентировочная деятельность  есть единство         двух  ее  основных  элементов -  построения образа  (в широком   смысле этого слова) ситуации и действия в плане этого образа. И  все же  главной структурной  и генетической  единицей ориентировки является действие.                                             

На   сегодняшний   день   в   ТПФ   выделяют   четыре  вида         действий:  физические,  перцептивные,  умственные  и  речевые.   Всякое действие субъекта состоит  из двух  функциональных частей  -  ориентировочной  и  исполнительной.  В ориентировочной  части  различают  собственно  ориентировочную   и  контрольную части. «Ориентировочная часть  действия связана  с использованием  человеком  совокупности  тех объективных  условий, необходимых для успешного  выполнения заданного  действия, которые вошли  в  содержание  ориентировочной основы  действия» [Гальперин, 1974]. Контрольная часть действия направлена  на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с  заданными  образцами. С  ее помощью  производится необходимая коррекция как  в ориентировочной,  так и  в исполнительной частях действия.                                                     

Соответствующий вид действия  получает свое  название именно  по  характеру  его  исполнительной части.  Физические действия  выполняются  с   реальными  предметами   в  физической,  внешней,  среде.  Предметом  перцептивных   действий  является образ  -  его построение  и функционирование.  Умственные действия имеют своим  предметом понятия.  Для них  характерно то, что  и  исполнительная,  и  ориентировочная части  переходят в ходе формирования  в умственный,  внутренний, план,  план языковых  значений.  Речевые действия  имеют своим  предметом поведение  - самого  субъекта и  других субъектов.  Назначение речевых  действий  -  вынудить  «собеседника»  действовать  желаемым образом.