Метод планомерного формирования умственных действий и понятий, страница 11

С  другой  стороны,  разработка  представлений  о социальном эксперименте  есть  одновременно  признание  возможности  проведения  экспериментальных  исследований  в социальных  науках. Такая  возможность  не  в  последнюю очередь  связана с  отказам от жесткого  использования  естественнонаучного  эксперимента  в качестве эталона эксперимента вообще и с разработкой  частных представлений  об эксперименте  в рамках  каждой социальной  науки, в частности, в рамках психологии.                                  

ФОРМИРОВАНИЕ    С    ТОЧКИ    ЗРЕНИЯ   ПРЕДСТАВЛЕНИЙ              

О   ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ   ЭКСПЕРИМЕНТЕ                   

В  этом  параграфе  метод  формирования  будет  рассмотрен  с точки зрения  его сходства  и различия  с представлениями  о психологическом  эксперименте,  сложившимися  в   частной  методологии психологии.                                                 

Первое и, видимо, наиболее важное отличие состоит в характере научных  гипотез,   которые  проверяются   при  экспериментальном и   формирующем   психологическом  исследовании.   Напомним,  что для  традиционного  психологического  эксперимента   схема  организации  исследования  должна  быть  подчинена цели  проверки каузальной  гипотезы,  то есть  гипотезы о  наличии или,  в определенных  случаях,  о  характере причинных  связей между  двумя или несколькими   переменными   (об   «отношении»   между  переменными, в терминологии Р. Готтсданкера).                            

Однако  причинные  связи  - это  не единственный  вид связей, интересующих  психолога.  Соответственно  встает   проблема,  как исследовать  непричинные  связи,  например   структурные,  развития  и  функционирования  и прочие?  К этой  проблеме добавляется вопрос  об  отношении  детерминизма  и  причинности:   в  философии  и  методологии существует  мнение, что  ««научное объяснение есть  объяснение  с  помощью  законов,  а  отнюдь  не  с  помощью причин»  [Бунге,  1962,  с.  347].  Наука содержит  как причинные законы,   так  и   непричинные,  имеющие   причинную  компоненту, то  есть  в качестве  научных выступают  не только  причинные гипотезы.                                                         

Формирование  как  исследование  отвечает другому  типу гипотез: это, во-первых, структурные гипотезы, а  во-вторых, объясняющие.    Формирование    -    метод     исследования    структуры конкретных  способов  психической  деятельности  и  механизмов их развития (формирования) и функционирования.                     

Но  в  этом  различии проявляется  и известное  сходство формирования  и  эксперимента  как  методов исследования:  оба исходят  из  некоторых  гипотез,   которые  должны   быть  проверены. Гипотеза о связи  двух свойств  как двух  переменных (независимой и  зависимой)  может  быть  проведена  в  простом  (не факторном) эксперименте.  Увеличение  числа  независимых   переменных  делает  эксперимент  факторным.  Способ  деятельности,  даже простейший,   является   настолько   сложным  в   структурном  отношении объектом, включает и снимает в  себе столь  много связей  и отношений,  что  эксперимент  по проверке  гипотезы о  строении любого  способа  деятельности  уже  бессмысленно  было   бы  называть факторным.                                                      

Последнее  утверждение  позволяет  подойти   к  рассмотрению формирования  сквозь   призму  классификации   схем  эксперимента [Готтсданкер, 1982, с. 368]. Эксперимент, с точки  зрения способа сравнения условий, в которых дана независимая  переменная, делится на кросс-индивидуальный,  групповой, и  со сравнением  по всем испытуемым;  с  точки  зрения  характера   изменения  независимой переменной  -  на  количественный  и  качественный; с  точки зрения  числа  независимых переменных  - на  эксперимент с  одной, с двумя и более переменными (факторами).