Метод планомерного формирования умственных действий и понятий, страница 9

Поиски  «клеточки» идут  конструктивно-эмпирически. Конструируется  вариант  представлений об  исходной  материальной                         структуре  действия,  а  потом строятся  сами эти  структуры в   реальной  деятельности  испытуемых.  Конечно,   этому  предшествует  эмпирическое  знакомство  с  соответствующими деятельностными  образованиями  во  всех  их формах  существования, а   также  используются  общие  знания  о  структуре  и принципах     конструирования новых способов деятельности. Кроме  того, всегда  проводится  эмпирическая  проверка   (пробное  формирование):  позволяет  ли  «клеточка»,  выбранная  в  качестве исходной формы  деятельностного  образования,  развернуть  ее  до  желаемо го состояния.                                                    

в)   Само   планомерное    формирование   новых    способов   деятельности  есть  реальное  разворачивание  «клеточки»  до  состоянии,  когда  она приобретет  вид, характеризуемый  заданными ранее эмпирическими    параметрами.   Система    планомерного   формирования  как  набор  процедур  для  «прогонки»  действия  по  этапам шкалы  поэтапного  формирования  и  отработки  других   его  релевантных  свойств соответствует  третьей задаче  исследования сложных     системно-деятельностных     образований.    Закономерности планомерного   формирования   и   есть   закономерности   развития исходной  структуры  в  конечную,  «ставшую»  ее  форму.  Для описания  этих  закономерностей  и  самого  процесса  формирования  в ТПФ   также   выработан   специфический   язык:   представления  о шкале  поэтапного  формирования [Гальперин,  1959], а  также представления  о  взаимоотношениях   первичных  и вторичных  свойств действия как системообразующих факторов формирования.            

2. Формирование как метод исследования в неэкспериментальных науках.  Разделение  всех наук  на экспериментальные  и неэкспериментальные  проводит  В.В.   Быков.  «В   неэкспериментальных  науках  исследуются  различные сферы  общества или  их подсистемы... С  точки  зрения  методологической,  все  подсистемы  общества являются   конструктивными   системами:  будучи   неприродными,  они должны создаваться людьми» [1974,  с. 163  - 164].  Таким образом, в  объект  познания  неэкспериментальных наук,  в отличие  от экспериментальных наук, входит человек с его деятельностью.  

Методологические  трудности  в   неэкспериментальных  науках связаны  с  процедурами  получения  и фиксации  фактов, а  также с проверкой и подтверждением гипотез.                              

Эмпирический  факт  в  неэкспериментальных  науках   как  бы двуслоен:  первый  слой  составляет  «объективное»   описание  некоторого  процесса  в  общественной  подсистеме,  а  второй  - параллельное  ему   описание  процедур   человеческой  деятельности, осуществляемых для того, чтобы этот процесс имел место.          

Это требование полностью выполняется в ТПФ. Процесс          формирования новых способов деятельности может рассматриваться  и  всегда рассматривается  с двух  принципиально различных точек  зрения:  как  естественный  процесс,  идущий  как  бы  сам по  себе,  без  внешнего  вмешательства,  и  как  искусственный процесс,  создаваемый   и   управляемый   экспериментатором.  Эти   два  плана  должны  учитываться  в  любом  случае,   ведем  ли   мы  экспериментальное   формирование   или   же   только  наблюдаем   за  стихийным  процессом   формирования   новых   способов  деятельности   в  естественных условиях.