Метод планомерного формирования умственных действий и понятий, страница 7

Метод   планомерного   формирования  неоднократно   описан  в     работах  П.Я.  Гальперина  и  его  учеников. Однако  эти описания     сделаны  с   внутренней  для   ТПФ  позиции[2].   Описание  любого    метода  «в  терминах,  значения  которых  относятся  к изучаемому     объекту,  то есть  в терминах  словаря конкретной  науки» [Быков,1974, с.24] необходимо, но  недостаточно. Поэтому  представляется  важным  дополнить  это  описание,   проанализировав  содержание  формирования,  во-первых, с  точки зрения  обшей методологии   науки,  а  во-вторых,  с  точки  зрения  общих   представлений  о     психологическом   эксперименте  [Готтсданкер,   1982;  Корниловй,     !997;  Кэмпбелл,  1980].  Лейтмотивом  этих  двух  дополнительных    точек  зрения  будет  установление  того,  чем  формирование  как исследование  отличается от  эксперимента (как  исследования) и чем  оно  все  же  сходно с  подходом, реализуемым  в экспериментальных исследованиях.  Такую позицию реализует и автор предыдущей главы.                

Формирование как исследование способов деятельности                 

В качестве исходных средств анализа  сходства и  различий между формированием   и   экспериментом  можно   выбрать  три   группы  общеметодологических   средств:   1)   представления   о   метоле  восхождения  от  абстрактного  к  конкретному  как  методе исследования сложных   системно-деятельностных   объектов,   2)    развернутые в методологии   науки   представления   об  экспериментальных   и  экспериментальных  науках,  3)  представления   о  социальном  эксперименте.                                                          

1.   Формирование   и   метод  восхождения.  Системно-деятельностные   объекты  сравнительно   недавно  стали   объектами  исследования  в  науке.  Их  главным  отличием  от  традиционных  объектов  и изучения является то,  что они  создаются, то  есть зависят  от деятепьности людей.                                                    

Методом,    специфичным    для    исследования   системно-деятельностных  объектов,   выступает   проанализированный   и  современной    философской    и    методологической    литературе   метод восхождения   от   абстрактного   к   конкретному   [Ильенков,  1960; Нарский  и  др.,  1978;  Щедровицкий,  1963,  и  др.].  Метод восхождения   применим  там,  «где  стоит  специальная   задача познания  общих   законов   функционирования,   строения,   развития   и   прохождения  сложных  систем.  Там,  где   ставятся  более   частные задачи,  использование  этого  метода  неуместно»  [Фофанов, 1981, С.75).                                                             

Как  показано  в   методологии  науки   [Щедровицкий,  1963], затруднения,   возникающие   при   эмпирическом   анализе сложных  объектов,  привели  ученых  к   «переворачиванию»  задачи   -  вместо  того,  чтобы анализировать,   расчленять  в   абстракциях  заданный объект,  начали  строить,  конструировать  другой объект  и рассматривать  его и качестве заместителя или модели  исследуемого объекта. Поскольку  структура  модели  только  создается,  она  известна, а  поскольку   она  рассматривается   именно  как   модель  исследуемого объекта,  то считается  познанной и  структура этого  объекта. Принцип  моделирования  -   один  из   наиболее  плодотворных   и  современной науке.                                                      

Когда в сферу исследования попадают исторически развивающиеся объекты - а все деятельностные объекты именно таковы  -  депо  усложняется,   но  одновременно   и  облегчается. Усложняется  потому,  что в объектах  такого рода  существуют две системы  связей  -  связи  функционирования  и связи  развития. В общем  случае  необходимо  обе  системы  связей  анализировать по отдельности.  Но  облегчается  потому, что  воспроизведение генетической   структуры  развивающегося   объекта  может   и  должно быть  одновременно  этапом  в  вослроизведении   структуры  функционирования  этого  объекта.  Таким  образом,  способ  и порядок построения   функциональной   структуры   объекта   должны  соответствовать закономерностям развития этого объекта.