Метод планомерного формирования умственных действий и понятий, страница 3

Всякое  формирование  начинается  с  формулирования  требований  к качествам  будущего действия.  В ТПФ  различают первичные   и   вторичные   свойства   действия.   Вторичные  свойства действия -  это свойства,  которые действие  (а вернее  - способ деятельности) приобретает  в конце  своего формирования.  С другой  стороны,  это  свойства,  в терминах  которых формулируются объективные  требования  к  действию  со   стороны  общественной практики.                                                        

Первичные свойства действия, в отличие от вторичных, характеризуют  действие  на  любой  стадии  его  формирования. Фактически это свойства, опираясь на которые экспериментатор, учитель или  исследователь,  управляют  процессом   формирования  нового способа деятельности. К  ним относятся:  форма, или  уровень выполнения  действия, сокращенность,  или полнота  состава звеньев действия,  временные показатели  действия -  темп и  ритм, величина  и  распределение усилий  на отдельных  участках траектории  действия.                                                       

Различают три основные формы действия:                     

1.  Действие с  вещами, то  есть в  материальном плане,  - материальная  форма  действия.  Ее разновидностью  является материализованная форма действия.                                     

2. Действие в словесной, или речевой, форме,  которую необходимо отличать  в общем  случае от  речевого действия  как вида действий.                                                        

3. Действие в уме - умственное действие.                   

Все  три  формы  в  ходе  формирования  принимает  только умственное  действие.  Для остальных  видов действия  форму меняют только их ориентировочные части.                                 

Сокращенность действия. Всякое действие состоит  из отдельных звеньев, операций; сокращенность связана  с тем,  что каждое действие  может  быть  представлено более  или менее  полным составом  своих операций.  Это не  значит, что  отдельные операции «выбрасываются» из  действия. Это  лишь говорит  о том,  что результат той или иной операции уже  известен субъекту,  и поэтому саму  операцию  можно  не  выполнять.  «Сокращение»  операции  -это перевод ее  в статус  резервных,  вступающих  в действие  в затруднительных или нестандартных условиях.                                      

Ритм - скорость выполнения действия на его отдельных участках. Темп - общая скорость выполнения действия.  Величина и распределение усилий - параметр, важный обычно лишь для                                              формирования физических действий.

Добавим,  что  между  первичными  и  вторичными  свойствами  действия  существуют  тесные взаимосвязи.  Общим является  то, что               для  обеспечения  формирования  любого  вторичного   свойства  необходимо   проводить   отработку   действия   по   ряду  первичных               свойств.  Эти  взаимосвязи  составляют  содержание  подсистемы условий,   обеспечивающих   воспитание   желаемых   свойств  способа деятельности   (подробнее   о  подсистемах   системы  планомерного  формирования см. ниже).                                                        

Действие в  процессе формирования,  кроме перехода  по этапам,  проходит  отработку  и  по  другим параметрам  (свойствам) и   приобретает  желаемые  (вторичные)  свойства:  разумность,  сознательность, обобщенность, освоенность, критичность.                             

Разумность действия обеспечивается прежде всего его развертыванием  при  замедленном  выполнении,  что  означает  выполнение  всех  без  исключения  последовательных  операций, входящих  в алгоритм  действия.  Одновременно  с  помощью  ряда  приемов  производится   управление   обобщением   действия.   Один   из  приемов               заключается  в том,  что  «объект действия  изображается гомоморфной  моделью,  с  помощью  которой  выделяются  его  существенные  черты»  [Гальперин,  1966, с.  278]. Другой  прием состоит  в систематическом изменении типов материала  задач, предлагаемых  в ходе  формирования для решения испытуемому (ученику).