Метод планомерного формирования умственных действий и понятий, страница 8

Метод  восхождения  неоднократно  и   подробно  описывался  отечественными  философами [см.  напр.: Ильенков, 1960; Зиновьев, 1954]. Различные его аспекты реализуются в самых  разных  науках.  Там,  где  эксперимент  невозможен,  как  он,  по словам К.  Маркса, невозможен  в политэкономии  (Капитал, том  1), логическое  содержание  деятельности  по  изучению  предмета,  фиксируемое  в  этом  методе,  выступает  наиболее  очевидно.  Но  и в практике   экспериментальных   наук   восхождение  проделывается столь же закономерно, сколь и  в мыслительной  деятельности внутри  неэкспериментальных  наук.  Однако  в  первых  оно воплощено в вещах и  объективных процессах,  а во  вторых -  в мыслительной деятельности.  Поэтому  в  практике формирования  умственных действий  и  понятий  принцип  восхождения  воплощается  в  реальных конструктивных  процедурах  с  реальной   деятельностью  испытуемых, и не только в мышлении исследователя.                      

В  соответствии  с  общими характеристиками  метола восхождения,  задача  исследователя  структуры  органического,  системно-деятельностного   объекта  сводится   к  трем   более  частным задачам  [Щедровицкий,  1963]:  1)  провести  эмпирический,  то есть  неструктурный,  хотя  и  ориентированный  на   выявление  в будущем   структурных   моментов,   анализ   «ставшего»,  наиболее развитого  состояния  исследуемого  объекта;  2)  выявить,  найти каким-то  способом структуру,  которую можно  было бы  рассматривать  как  простейшую,  генетически  исходную,  обычно  называемую «клеточкой» изучаемого  объекта; 3)  найти закономерности, развития,  развертывания  этой исходной  структуры в  более сложные,  вплоть  до  такой,  которой  присущи все  проявления, выявленные при   эмпирическом,  неструктурном   анализе  "ставшего" состояния исследуемого объекта.                                 

Рассмотрим, как в ТПФ обеспечивается исследование функционирования  и  структуры  сложных системно-деятельностных объектов.                                                                          

а)   Всякое    формирование   начинается    с   формулирования                         требований  к  будущему  (формируемому)  действию.  Эта работа                         идет как конструктивно, так и эмпирически. Этот  этап соответствует задаче  эмпирического, неструктурного  анализа «ставшего», наиболее развитого состояния конкретного объекта изучения   (формирования) - способа деятельности, действия,  понятия. Для   целей  такого  эмпирического  анализа  используются традиционные  методы  психологии (наблюдение,  измерение, эксперимент),   а  также  некоторые  уже  имеющиеся  общепсихологические  данные,  например  характеристики  внимания, представления  о так   называемой  «чистой  мысли» и  пр.). Описание  будущего «ставшего»   состояния  формируемого   деятельностного  образования  имеет  два  момента: чисто  эмпирическая фиксация,  когда, например,  экспериментатор  дает  испытуемым   специально  подобранные  задачи и  фиксирует их  решение, и  переходная форма,   ориентированная на будущее структурное  воспроизведение объекта, когда «ставший» способ  деятельности описывается  в терминах вторичных свойств действия [Гальперин, 1965].                                    б)   Поиски  «клеточки»   -  простейшей,   исходной  структуры  объекта  исследования  -  обеспечиваются  в  ТПФ конструированием модели формируемого действия  в его  исходной, материальной  или  материализованной,  внешне  задаваемой   форме.  Для    описания этой  «клеточки» в  ТПФ имеется  соответствующий специальный  язык  - представления  о структурных  элементах деятельности.  Модель  формируемого  деятельностного  образования  фиксируется в схеме ориентировочной основы действия.