Метод планомерного формирования умственных действий и понятий, страница 12

Процедуру  планомерного  формирования,  несмотря на  ее значительное  отличие  от простой  процедуры обучения,  можно, вообще говоря, как  и последнюю,  рассматривать в  качестве единичной независимой  переменной.  Требование, чтобы  независимая переменная была единичной, а не сложной, исходит из представлений  о лабораторном эксперименте [Готтсданкер, 1982, с. 229].  А поскольку процедура  формирования  не  исчерпывает  всех  исследовательских процедур данной науки (как, впрочем, и эксперимент)  и всегда дана в  «обрамлении»  констатирующей   и  контрольной   процедур  (как экспериментальных  серий),  любое  реальное  исследование, проведенное  в  рамках  ТПФ  и с  помощью метода  формирования, приобретает вид стандартного эксперимента:  измерение (предварительное тестирование,  констатация исходного  уровня свойств)  - процедура   формирующего  воздействия   -  повторное   измерение  (контрольное тестирование).                                          

Конечно,  эта  простейшая  экспериментальная  схема  реально всегда усложняется. Если взять  за основу  экспериментальные планы,  выделенные  Д.  Кэмпбеллом  [1980],  и  предположить  правомерность  рассмотрения   формирующей  процедуры   как  единичного экспериментального  воздействия, то  наиболее часто  в исследованиях  по  ТПФ  используются:  сравнение  двух  групп  испытуемых, из  которых только  одна подвергалась  воздействию; план  с предварительным  и  итоговым  тестированием  и  контрольной  группой; план, где  есть контрольная  группа, но  тестирование осуществляется  только  после  воздействия;  план  с  неэквивалентной контрольной  группой  и  др.  Более  того,  если   сделать  указанное допущение,  то  любой  экспериментальный  план  не  «закрыт»  для формирующего исследования. В  этом случае,  соответственно, вступают  в свои  права и  все проблемы  обеспечения внешней  и внутренней валидности экспериментальных данных.                     

Сделанное  предположение  автоматически  ведет  к   тому,  что формирующий   эксперимент   становится   экспериментом   с  качественным характером изменения независимой переменной.           

Таким   образом,   специфика  формирования,   понимаемого  как формирующий  эксперимент,  состоит  в  характере  независимой переменной.  Хотя мы  и допустили,  что формирующую  процедуру можно  рассматривать как  единичную независимую  переменную, реально эта  процедура  весьма  сложна даже  для формирования  самых простейших способов деятельности. Разработка  и введение  этой независимой  переменной  является  в  некоторых  случаях  чуть  ли не искусством  планомерного  формирования.  Правда  в  других, более простых, случаях процедура формирования, видимо, может  быть осуществлена с помощью ЭВМ по соответствующей программе.           

Существенные   различия   между  экспериментальным   и  формирующим  подходами  к  исследованию   психологических  закономерностей  выступают   и  с   точки  зрении   контроля  независимых переменных   как  осуществляемых   экспериментатором  воздействий на  изучаемый  процесс.  Стратегия  формирования   вообще  меняет местами  отношение  «известного»  и  «неизвестного».  В  эксперименте  мы  берем  независимую  переменную  как  нечто  известное, фиксированное  и  смотрим  на результат  ее взаимодействия  с базисной  переменной,  которое  выражается  в  изменении  зависимой переменной.  Неизвестным  является  результат  взаимодействия, то есть значение зависимой переменной.                             

В  планомерном  формировании  все   наоборот:  как   раз  «результат» известен заранее, а неизвестна процедура (методика) формирования,  которая  к   нему  приведет.   Результат  формирующей процедуры  известен  в  том  смысле,  что  заранее  формулируются требования  к   формируемому  способу   психической  деятельности как в терминах вторичных свойств действия, так  и с  точки зрения указания того  (минимального) класса  эмпирических задач,  на решение  которых  этот  способ   должен  быть   распространен.  При формировании  как  методе исследования  неизвестна сама  его процедура.  Она  подлежит  установлению.  Напомним,   что  основными моментами  процедуры   формирования  являются:   разработка  ориентировочной  основы  действия и  фиксация ее  в виде  схемы ООД, подбор  мер  для перевода  действия из  его исходной,  чаще всего внешней,  развернутой  и  материальной  формы  выполнения  на заданный  уровень  интериоризации,  подбор  мер для  отработки действия  по ряду  параметров с  целью обеспечения  желаемых свойств будущего действия.