Реструктуризация Белорусской энергетической системы (Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту), страница 8

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ БЕЛОРУССКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

2.1. Экономические взаимоотношения объединений и предприятий БЭС.

Экономический механизм Белорусской энергосистемы тесно связан с организационной структурой. БЭС представляет собой вертикальную трехуровневую производственную структуру и имеет соответственную трехуровневую систему экономического управления:

1. Уровень концерна «Белэнерго»;

2. Уровень РУП;

3. Уровень энергопредприятий.

Экономические отношения внутри концерна строятся на принципах хозрасчета. Хозрасчет базируется на соизмерении в денежном выражении затрат предприятия и результатов его хозяйственной деятельности, возмещении расходов предприятия его собственными доходами,  системе экономического стимулирования.

Материальная заинтересованность предприятия и его работников в эффективной работе предприятия обеспечивается предоставлением предприятию денежных средств в зависимости от результатов его хозяйственной деятельности. Часть прибыли остается в распоряжении предприятия и образует фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий, развития производства.

Особенности хозрасчета в электроэнергетике связаны со следующими ограничениями хозяйственной самостоятельности первичных энергетических предприятий – электростанций:

1. Для электростанций устанавливается режим работы и план производства энергии, исходя из максимальной экономичности работы энергосистемы в целом;

2. Возможны значительные отклонения фактической выработки энергии от плановой по причинам объективного характера, независящим от электростанций (изменения в нагрузке и расходе энергии потребителями, задания диспетчера, связанные с регулированием частоты в системе; отклонения температуры наружного воздуха от ожидаемых величин и изменения в отпуске тепла и выработки электроэнергии ТЭЦ; условия топливоснабжения и т.д.);

3. Все электростанции работают на общую электрическую сеть энергосистемы (продукция отдельных станций обезличивается);

4. Централизованы (на уровне ПОЭ) расчеты с потребителями;

5. Единые по республике тарифы на электроэнергию, хотя уровень затрат различных ПОЭ существенно различается;

Указанные ограничения затрудняют установление на энергопредприятиях формы денежного контроля, основанного на непосредственном сравнении расходов и доходов. В общем случае экономические отношения в энергосистеме организуется по следующей схеме.

С 1 января 1993 года в РБ действуют единые по республике и дифференцированные по группам потребителей тарифы на электроэнергию. Однако, себестоимость производства энергии различна для областных ПОЭ, в силу различия структуры генерирующих мощностей, графиков нагрузки и т.д. В связи с этим возникает необходимость перераспределения вырученных денежных средств между областными производственными объединениями. С этой целью был создан фонд перераспределения, в который ПОЭ перечисляют вырученные за энергию денежные средства. Затем из этого фонда областным объединениям перечисляются средства необходимые для самофинансирования их структурных подразделений. Средства на возмещение производственных затрат выделяются согласно нормативным затратам и ценам на материальные ресурсы, топливо, заработную плату и т.д.

Полученная прибыль распределяется с учетом эффективности работы подразделений. Внутри ПОЭ существуют следующие направления использования чистой прибыли:

·  капитальные вложения (на развитие производства и социальное развитие);

·  денежные выплаты и поощрения;

·  расходы на оплату труда, не включенные в себестоимость;

·  создание благотворительных фондов;

·  создание централизованных фондов Минэнерго РБ (с согласия Совета ПОЭ);

·  создание резервного (страхового) фонда;

·  прочие цели.