Реструктуризация Белорусской энергетической системы (Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту), страница 21

Основные функции отдела сетей ВН:

•      Заключение договоров на обслуживание основных фондов сетей ВН.

Отдел сетей ВН будет заниматься переговорами и заключением договоров с распределительными компаниями на техническое обслуживание основных средств сетей ВН;

•       Услуги т обеспечению доступа к передаче: Отдел сетей ВН будет заниматься разработкой платы за подключение и передачу и заключением договоров с каждым пользователем сетей ВН, где оговариваются условия их подключения к сетям ВН и их использования;

•      Обслуживание основных средств сетей ВН: Отдел сетей ВН будет ежедневно заниматься координацией технического обслуживания основных средств сетей ВН и оказывать помощь отделу планирования системы при долгосрочном планировании технического обслуживания передающих мощностей.

Кроме того, в состав центрального аппарата «Белэнерго» будут включены следующие функциональные отделы: планирование системы, капитальное строительство, деятельность, связанная с экономикой, финансами, а также информационная деятельность;

Генерирующие компании.

В экономических учебниках электроснабжающие предприятия считаются классическим примером естественной монополии. Однако, последние технические достижения в области производства электроэнергии значительно сократили преимущества крупномасштабного производства в достижении экономической эффективности (хотя они и сохраняются в области передачи и распределения). В условиях изменения организационной структуры энергетики Беларуси, будут созданы условия для конкуренции в области генерации и оптовой торговли электрической и тепловой энергией, при этом монополия в передаче и распределении сохраниться.

Выделенные из областных производственных объединений крупные электростанции будут объединены в одну или более генерирующую оптовую торговую компанию. Как следует из их названия основная их функция это производство электрической энергии и оптовая торговля ей. В составе генерирующих компаний можно выделить две группы электростанций: центральные электростанции имеющие право заключать контракты на продажу электроэнергии только с оператором рынка, и независимые электростанции, реализующие энергию либо оператору рынка, либо областным распределительным компаниям, либо потребителю имеющему право выбора.

Распределительные компании.

Распределительные компании будут создаваться на базе существующих областных энергетических объединений. Их функциями будут распределение энергии и розничная торговля ею. В состав распределительных компаний войдут электрические сети 110 кВ, 35 кВ, 10 кВ, 0,4 кВ с подстанциями. Их техническим обслуживанием будут заниматься действующие ПЭС остающиеся в составе распределительных компаний. Помимо этого, распределительные компании могут владеть и управлять малыми генерирующими предприятиями.

Распределительные компании будут обязаны опубликовать технические правила на подключение и эксплуатацию сетей. Они также обязаны будут разработать и внедрить открытый доступ к структуре распределения.

Снабжение потребителей электроэнергией на территориях областей и их населенных пунктов осуществляется распределительными компаниями на основании лицензии, выдаваемой Энергетической комиссией РБ. Распределительная компания не имеет права поставлять электроэнергию потребителям, имеющим право выбора, за пределами подведомственной ей территории.

Потребители, имеющие право выбора.

Это потребители имеющие права и возможности по выбору источника электроснабжения. В настоящее время, не все потребители будут иметь такую возможность по причине организационных и технических сложностей. Такими потребителями поначалу будут являться крупные промышленные предприятия, рассчитывающиеся в настоящее время по двухставочному тарифу. Примером такого потребителя может стать Минский автомобильный завод. Он может заключить двусторонний договор на снабжение непосредственно с Минской ТЭЦ-3, либо покупать энергию и мощность у распределительной компании «Минскэнерго». Примерная схема поэтапного вывода потребителей на оптовый рынок может соответствовать схеме примененной в Англии. Сначала крупные потребители мощностью свыше 1 МВт, затем  потребители мощностью свыше 100 кВт и затем  все остальные потребители.