Реструктуризация Белорусской энергетической системы (Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту), страница 33

·  через-граничный пул может успешно работать не смотря на различия в типах собственности участвующих стран (организации с частной, государственной и муниципальной собсвенностью); и

·  не смотря на разницу между странами и участниками энергорынок может прогрессивно развиваться в относительно коротком промежутке времени.

Великобритания

В установившейся и развитой энергетической отрасли главными проблемами либерализационного процесса в Великобритани, начавшегося в 1988, были:

* увеличение эффективности энергопостаки посредством введения конкуренции и свободно-рыночного управления и принципов;

*  дать возможность приватизации отрасли насколько это возможно.

Две основные проблемы имели место в Англии и Уэльсе (обстоятельства в Шотландии и Северной Ирландии были другие и принимались отдельные подходы в этих двух областях: по причине ограниченности места эти подходы не будут рассматриваться в данной статье). Первая проблема касалась способа, которым будет разделен и реструктурирован Центральный Энергогенерирующий Орган (CEGB), который обладал монополией в производстве и передаче энергии.

Отделение передачи в отдельную компанию было относительно прямолинейным решением. Главный вопрос ,окружающий реструктуризацию CEGB: какова будет структура либерализованного (и приватизированого) генерирующего рынка, который породит конкуренцию? Резерв генерирующей мощности и перспектива легко доступного природного газа предоставили возможность введению экономически выгодных газогенерирующих установок, сделавших реальностью подлинно конкурентный генерирующий рынок.

Обстоятельства (в частности, желание приватизировать наряду со всеми и ядерную промышленность) показали, что были созданы только две генерирующие компании. Стало ясно, что большее количество участников в установлении цены нуждаются в том, чтобы генерирующий рынок был действительно конкурентным. Хотя треть генерирующих компаний были созданы из CEGB для управления ядерными и установками и были созданы газогенерирующие установки (по долгосрочным торговым соглашениям), это привело к значительному конкурентному давлению, оказывающему влияние на генерирующий рынок. В результате вынужденное лишение установок от двух крупных генерирующих компаний рассматривалось необходимым для содействию конкуренции. Спустя 10 лет с начала реструктуризации будущий образ генерирующего рынка все еще не ясен.

Вторая фундаментальная проблема реструктуризации связана с переходными соглашениями для снижения и, в конечном счете, устранение субсидий от потребителей энергии к внутренней угольной промышленности  и согласования издержек и неопределенностей, окружающих ядерную установку.

Еще более трудно, чем рассмотренное, - установление нормальных коммерческих взаимоотношений между великобританской энергетикой и угольной промышленностью. Первоначальные переходные порядки, дающие угольной промышленности время для установления производства на глобально конкурентную основу, планировались на конец апреля 1998. Хотя собственность угольной промышленности находилась в частном секторе, ее продолжительное социальное и политическое влияние было причиной политического интереса относительно потенциального результата коммерческих переговоров между частными генерирующими компаниями и главной приватизированной угольной компанией. Это привело к политическому вмешательству в переговоры, к запрещению  допуска к новым газовым станциям, пока пересмотрится ситуация и политическое выражение интереса насчет потенциальной опасности энергогенерирующей системы будет преобладать над газовыми электростанциями.

Практические уроки, возникающие из опыта Великобритании:

*  реструктуризация и приватизация привела к более разнообразной промышленности, предоставляющей лучшее обслуживание и более низкие цены;

*  предстоит необходимое инвестирование в инфраструктуру; и

*  пока не прекратится прямой политический контроль, развитие промышленности будет политически чувствительным.