Реструктуризация Белорусской энергетической системы (Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту)

Страницы работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Энергетическая стратегия Республики Беларусь предполагает достижение трех основных целей:

1.  Обеспечение потребности страны в энергии;

2.  Снижение до минимума стоимости снабжения этой энергией;

3.  Обеспечение безопасности и надежности снабжения энергией;

Для достижения этих целей необходимо учитывать некоторые особенности РБ по сравнению с другими странами быв. СССР. Говоря об этих особенностях можно выделить выгодные и ограничивающие.

К выгодным можно отнести:

·  Географическое положение Беларуси между крупнейшим поставщиком энергии и ее основными потребителями;

·  Незначительный уровень текущего энергопотребления внутри страны, что означает, невысокую потребность в инвестициях в настоящее время и возможность реорганизации энергетического сектора;

·  Возможность доступа к передовым достижениям технологии и научной мысли;

·  Наличие достаточно развитой системы электрических сетей;

Ограничивающие факторы носят серьезный характер:

·  Энергетический сектор организован на принципах плановой экономики;

·  Экономика в целом мало продвинулась по пути рыночных реформ;

·  Крайне низкий уровень доходов населения;

·  Сильная зависимость РБ от единственного поставщика топливных ресурсов.

Основная цель рыночных преобразований Белорусской энергосистемы состоит в улучшении эффективности ее работы. Эта цель может быть достигнута за счет повышения хозяйственной самостоятельности и ориентации на коммерческие принципы работы предприятий отрасли. Еще одним инструментом повышения эффективности работы БЭС, является внедрение конкуренции в экономические отношения ее предприятий. Хотя большинство экономических учебников приводит энергетику в качестве примера естественной монополии, как показывает мировой опыт, конкуренция в этой области возможна. Однако возможности ее введения ограничены как технологическими причинами, так и социальными. Практически единственным сектором электроснабжения, где возможна конкуренция является производство и оптовая торговля энергией.

Немаловажное значение рыночное реформирование имеет для энергетической безопасности страны. Необходимо поощрять и стимулировать конкуренцию между зарубежными поставщиками топливно-энергетических ресурсов, а в случае с электроэнергией между зарубежными и внутренними поставщиками. Это должно помочь держать цены на минимально низком уровне.

Что касается энергосберегающей политики, то рыночное реформирование будет способствовать и этому направлению. Если предприятия действуют по законам рынка и рыночных сил, то те из них, которые не могут оплатить энергию, теряют объемы производства, или закрываются совсем. Те же из них, кто может позволить оплачивать свое энергопотребение,, имеют стимул для ее экономии.

При разработке рыночной модели для БЭС необходимо учитывать:

·  совместимость модели со спецификой производственной и организационной структуры электроэнергетики страны, сложившейся системой диспетчерско-технологического управления и ее реальными возможностями обмена рыночной информацией;

·  влияние модели на долгосрочную стратегию поведения субъектов рынка, прежде всего энергоснабжающих организаций в отношении надежности энергоснабжения потребителей на обслуживаемой территории.

Опыт использования различных моделей конкурентного рынка электроэнергии в ряде стран подтвердил эффективность рыночных стимулов как для повышения коммерческой эффективности деятельности энергокомпаний, так и для активного притока частных инвестиций в электроэнергетику, оказавшуюся достаточно прибыльной областью капиталовложений.

В данном проекте практически не затрагивается вопрос акционирования энергопредприятий, поскольку в ближайшее время этот процесс затруднителен. Причин тому несколько:

·  Текущим законодательством акционирование элементов инфраструктуры и сетей не разрешено, хотя и допускается акционирование генерирующих предприятий;

·  Оценка стоимости предприятий основывается на стоимости их фондов на момент приобретения с поправкой на инфляцию. Для энергетики во многих случаях эта сумма намного превышает уровень, который в состоянии оплатить трудовые коллективы или готовы вложить частные инвесторы;

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА БЕЛОРУССКОЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ

1.1. Организационная структура БЭС

В настоящее время БЭС представлена концерном «Белэнерго», аппарат которого осуществляет централизованное оперативно-технологическое управление и координацию развития энергосистемы. Электроэнергетический концерн “Белэнерго” появился в конце 1997г. До этого времени энергетическая система находилась  в структуре Министерства энергетики:

Основными производственными единицами концерна являются 6 областных производственных объединений энергетики и электрификации.

Организационная структура электроэнергетического концерна “Белэнерго”:

Похожие материалы

Информация о работе