Реструктуризация Белорусской энергетической системы (Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту), страница 14

·  Организация и регламентация надежности совместной параллельной работы субъектов рынка, достигаемые путем создания центров единого диспетчерско-технологического управления либо через добровольную координацию (в США требование такой координации закреплено законом) деятельности диспетчерских центров энергокомпаний в рамках тех или иных региональных энергообъединений.

Эффективность технологической схемы рынка также в значительной мере определяется регламентацией принципа недискриминационного доступа к транспортной сети как способа защиты от монополизма тех или иных субъектов рынка.

Что касается собственно рыночных взаимоотношений между субъектами рынка в процессе продажи-покупки мощности и электроэнергии, то, как свидетельствует зарубежный опыт (прежде всего США), возможны три основные модели взаимодействия субъектов рынка.

Модель централизованного управления, предполагающая диспетчерско-технологическое управление режимами и централизованную координацию развития субъектов рынка, как правило, характерна для стран, где электроэнергетика находиться в собственности государства – Франция, Италия, Англия (до реструктуризации). Наиболее сильно эта схема управления проявилась в ЕЭС бывшего СССР и энергосистеме РБ в частности.

Вместе с тем централизованная схема управления в рамках энергетического объединения (пула) может использоваться и частными (акционерными) энергокомпаниями, как это имеет место, например, в пуле Новой Англии, действующем на территории ряда штатов северо-востока США. В указанной ситуации входящие в пул энергокомпании сознательно и добровольно (по согласованию с регулирующими комиссиями штатов) отказываются от рыночной конкуренции друг с другом, определяя и регламентирую механизмы распределения затрат за использование транспортной сети, распределения прибыли от экономичного ведения режима в рамках пула, долевого участия энергокомпаний в совместном сооружении генерирующих источников и основных сетей пула.

Принципиально централизованная схема управления за счет максимальной реализации эффектов совместной работы электроэнергетических систем может обеспечить предельно возможное снижение затрат на производство электроэнергии. Однако «выключение» рыночных механизмов, как правило, приводит либо к ослаблению стимулов для участников рынка к максимизации собственной прибыли, либо к нарушению «правил игры», стремлению отдельных субъектов рынка получить необоснованную  прибыль за счет манипулирования производственными мощностями, экономическими показателями производства электроэнергии и т.д.

Брокерская модель рынка, апробированная начиная с 1978 г. в энергетическом пуле штата Флорида (США) и охватывающая 15 энергокомпаний, базируется на следующих основных принципах совместной работы энергокомпаний:

·  Гарантированные поставки мощности (firm capacity) между энергокомпаниями определяются средне- и долгосрочными контрактами. Указанные поставки предусматривают и поставки резервных мощностей с учетом согласованных принципов взаиморезервирования между энергосистемами (компаниями) в рамках пула;

·  Собственно рыночные механизмы используются на так называемом «spot-market» - текущем рынке, в процессе экономичного ведения режимов при заключении между энергокомпаниями контрактов на поставки экономичной энергии и мощности на каждый час суток.

·  Заключение взаимовыгодных контрактов на поставки осуществляется брокерским центром пула на основании сообщаемых компаниям-поставщикам данных о возможных объемах и ценах (с учетом затрат на транспортировку) на поставки энергии и компаниями-покупателями о необходимых объемах и предельно допустимых ценах покупки электроэнергии. Подготовка предложений к контрактам осуществляется брокерским центром по согласованной модели рыночных продаж и распределения получаемой продавцами и покупателями прибыли (split saving), взаиморасчеты по контрактам осуществляются между компаниями продавцами и покупателями с учетом отчислений от прибыли брокерскому центру.