Реструктуризация Белорусской энергетической системы (Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту), страница 22

Энергетическая комиссия РБ.

В энергетике Беларуси, энергетическая комиссия должна будет объективно контролировать действия каждого участника энергетического рынка. Главные задачи комиссии:

·  Утверждение методики установления тарифов и уровней цен, содержащихся в различных контрактах и договорах между участниками энергорынка, а также розничных тарифов для потребителей;

·  Выдача лицензий и контроль за соблюдением условий лицензий;

·  Поддержка конкуренции в области генерации энергии;

·  Защита потребителей, в том числе не имеющих права выбора источника энергоснабжения.

Энергетической комиссии РБ будут предоставлены полномочия выдавать лицензии компаниям на право работы в энергетическом секторе. Данные лицензии будут действовать в качестве договоров между регулирующим органом и каждым участником отрасли, получившим лицензию.

Для каждого отдельного вида деятельности в отрасли (производство электроэнергии, эксплуатация сетей высокого напряжения, эксплуатация сетей низкого напряжения, электроснабжения и оператора рынка) потребуется иметь лицензию. Лицензия будет предоставлять её обладателю право осуществлять свою деятельность, а также определять условия осуществления такой деятельности.

Энергетические советы.

Помимо выше обозначенных задач ЭКРБ будет отвечать за создание шести областных энергетических советов, в соответствии с границами областных распределительных компаний. Эти энергетические советы будут выполнять четыре основные задачи:

1. Гарантировать потребителям возможность проведения разбирательства в случае не решения их проблем после обращения последних с жалобами относительно качества их энергоснабжения непосредственно в компанию или на предприятие, послуживших  причиной жалоб, с  привлечением представителя ЭКРБ;

2. Оказывать помощь производителям энергии и распределительным компаниям в обеспечении выполнения договорных обязательств (по своевременной оплате и т.д.);

3. Оказывать ЭКРБ помощь при проверке компаний - держателей лицензий на соблюдение условий их лицензий;

4. Утверждение тарифов на тепловую энергию.

Один из вариантов создания таких энергетических советов - это расширение круга обязанностей существующих комитетов при исполкомах.

Разработка критериев для определения составляющих   генерирующих компаний 

1 Количество ГОТК

Количество компаний должно быть небольшим. Большее количество компаний может привести к ущербу для экономии, обусловленной ростом масштабов производства и серьезному риску конкуренции со стороны иностранных компаний.

2 Соответствие существующим энергетическим компаниям.

Это позволит произвести плавный переход к последующим компаниям, без разделения существующих познаний и опыта.

3 Географическое распределения.

Для боле эффективной работы, необходимо стремится, чтобы каждая из ГОТК владела электростанциями расположенными рядом. Это основывается на убеждении, что работа каждой ГОТК будет более оптимальной (включая возможное обслуживание), если географическое пространство, в котором расположены электростанции, ограничено. Однако это может привести в дальнейшем к возможностям регионального "манипулирования тарифами/ценами" со стороны ГОТК.

4 Минимальная мощность электростанций.

По этому пункту все 23 электростанции будут контролироваться ГОТК однако, в качестве одного из вариантов, рассмотрим предложение, что все электростанции мощностью до 100 MW будут находиться во владении распределительных компаний. Это основывается на том, что эти электростанции важны в первую очередь с точки зрения производства тепловой, а не электрической энергии (11 электростанций мощностью от 4 до 100 MW вырабатывают 5900 TCal тепловой энергии в год (22% от общего объема тепловой энергии, вырабатываемой электростанциями ), и 850 TWh электроэнергии в год (4%) или 224 MW мощности (3%). Поэтому, можно заключить, что эти 11 электростанций вместе менее важны с точки зрения выработки электроэнергии, чем с точки зрения выработки тепла.)