Реструктуризация Белорусской энергетической системы (Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту), страница 34

5.5.Либерализующиеся рынки

Бразилия

Три черты влияют на обстоятельства, с которыми либерализация и попытки реструктуризации происходят в Бразилии. Во-первых, Бразилия располагает большой гидро-электрической мощностью для производства электроэнергии: более 80% в стране составляет гидроемкость. Во-вторых, существующая бразильская распределительная структура является сложной, со смесью вертикально интегрированных компаний и более 25 местных распрелелительных и снабженческих монополий, работающих бок о бок с одной федеративной правительственной организацией, владеющей значительной генерирующей мощностью. В-третьих, Бразильское правительство и правительства штатов преданы приватизации энергетической промышленности с активами с оцененной стоимостью более 50 млрд.$ для предложения финансовым и стратегическим инвесторам.

Поэтому главными потребностями промышленной реструктуризации, связанными с этими характеристиками, являются:

*  развивать эффективный регулирующий подход к частным условиям гидро-электрической генерации и найти равновесие в регулировании и коммерческую выгоду, которая может быть обращена к существующей мощности или к новой установке (которая может играть значительную роль в необходимом расширении Бразильской генерирующей мощности);

*  выбрать наиболее благоприятную структуру разделения и корпоративной реструктуризации для существующих ограничений для содействия конкуренции на рынке генерации (введение конкуренции на рынке распределения  -  для всех кроме крупных потребителей - предполагается только на средне- и долгосрочном этапе) и разрешить приватизацию энергетических активов;

*  финансировать рост, что не способно сделать правительство. Оценено, что ежегодная процентная ставка в 6% потребует дополнительно 3000 МВт новой мощности каждый год.

Радикальная и комплексная реструктуризация и регулирующие предложения рассчитаны на удовлетворение этих нужд. Разделение отрасли охватывает существующие вертикально интегрированные компании и распределяет значительную часть взаимной собственности между генерирующим, передающим и распределительным секторами: такая конкурирующая распределительная сделка будет доступна любому участнику. Приватизация находится в стадии осуществления и первоначальные предложения представляют значительный интерес для компаний, проданных с аукциона за цену, значительно превышающую минимальную цену.

Доступ третьего лица является обязательным, и сложный регулирующий механизм изобретен для того, чтобы дать возможность конкуренции в генерации. Должен быть создан энергетический пул (хотя на протяжении нескольких лет большинство генерирующих компаний будут проданы через двусторонние контракты минуя пул) и введен энергетический механизм для гарантии того, что все генераторы имеют доступ к достаточному количеству воды, дающей им возможность вырабатывать минимально устойчивое количество энергии. Создано независимое регулирующее агентство - ANEEL.

Первыми уроками, появившимися в Бразилии, являются:

* средние и долгосрочные цели на пути к предложенной переходной структуре, в частности, степень, с которой двухсторонние контракты,  включающие существующих гидропроизводителей, ограничат открытый для конкуренции рынок, и поэтому удержат новых производителей от вхождения на рынок, остаются не ясными. Как следствие, развитие пула или местного рынка будет ограничено; и

* бразильские власти рассчитывают на быстрый рост спроса для привлечения новых участников на рынок и обеспечение элемента конкуренции.

Венгрия

Энергетическая реструктуризация имела смешанный успех в центральной и восточной Европе с тех пор как были введены рыночные реформы в начале 90-х. Реформы обычно проходили более мягкими путями, такими как трансформирование государственных энергетических органов в государственные совместные компании, частичная приватизация через ваучерные схемы и введение IPP. Прогресс в более тяжелых подходах, таких как конкурентная генерация, потребительский выбор, доступ третьего лица, контроль иностранного инвестора и либерализация тарифов не были  крайне необходимыми задачами в большинстве стран региона. В этом контексте наиболее прогрессивной страной является Венгрия.