Реструктуризация Белорусской энергетической системы (Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту), страница 19

Все юридические и физические лица, осуществляющие свою производственную деятельность или проживающие на территории РБ и имеющие в своем ведении или собственности какие-либо электроустановки либо токоприемники, независимо от конкретного места нахождения региона, вида собственности или принадлежности к той или иной социальной группе либо к группе электропотребителей обладают правом на статус потребителя электрической энергии и на участие в на недискриминационной основе в потребительском рынке электроэнергии на данной территории.

Потребители-покупатели электрической энергии представляют собой основных участников потребительского рынка, главной задачей которого является максимальное удовлетворение их нужд и потребностей в электроэнергетической продукции и связанных с процессом электроснабжения услугах.

Участниками потребительского рынка данной территории являются все потребители электроэнергии, расположенные (проживающие) на данной территории, за исключением крупных потребителей, получающих электроэнергию по договорам оптового рынка.

Покупатели электроэнергии на потребительском рынке имеют право на выход из него (например, на оптовый рынок) и обратный возврат в рынок. Условия реализации таких действий покупателем-потребителем электроэнергии, включая способ компенсации им ущерба поставщику, должны заранее оговариваться и регламентироваться в договоре на пользование электроэнергией на основании нормативно-правового регулирования оптового и потребительского рынков.

Поставка электрической энергии на потребительский рынок носит характер естественной монополии, так как вследствие специфики процесса энергоснабжения предприятие-поставщик образует для них технологическую монополию. Это обстоятельство вызывает необходимость применения антимонопольных мер при ценообразовании на электрическую энергию, что одновременно влечет за собой установление степени предельной экономической ответственности распределительных компаний за нарушение отдельных договорных обязательств (по надежности, качеству и др.).

Хозяйственные отношения поставщиков и потребителей электрической энергии на потребительском рынке регулируются двухсторонними договорами, а финансовые, ввиду монопольного положения поставщиков – дополнительно системой государственных стандартов и законодательства.

3.4. Субъекты оптового рынка электрической энергии

В процессе поэтапного перехода к рыночной организационной структуре, на базе существующих объединений и предприятий должна быть созданы следующие организации:

1.  Центральный аппарат «Белэнерго» (оператор рынка, оператор системы и др.);

2.  Генерирующие компании;

3.  Распределительные компании;

4.  Потребители имеющие право выбора источника электроснабжения;

5.  Регулирующие органы –Энергетическая комиссия РБ, областные энергетические советы.

Центральный аппарат концерна «Белэнерго».

Важнейшее место в рыночной организационной структуре энергетического комплекса будут занимать подразделения центрального аппарата «Белэнерго». Этот аппарат будет организован по функциональной схеме. Основные функции центрального аппарата:

·  Эксплуатационные функции: оперативное управление системой, оптовая закупка и продажа электроэнергии, управление рынком, функции планирования и др.;

·  Эксплуатация сетей высокого напряжения. К сетям высоко напряжения относятся системообразующие и межгосударственные  линии. Эти сети будут находиться в собственности центрального аппарата, который будет затем заключать договоры с распределительными компаниями на техническое обслуживание этих активов. Специальный отдел центрального аппарата будет заниматься координацией их технического обслуживания в краткосрочной перспективе, подготавливать     договоры,     контролирующие     доступ компаний энергетического сектора к сетям ВН;

·  Инвестиции и капитальное строительство: реализация программ капитальных вложений, включая их финансирование, организация тендеров и строительство;