Реструктуризация Белорусской энергетической системы (Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту), страница 10

10.  Данная компьютерная программа не охватывает транзакции импортной энергии. Оператор без помощи компьютера определяет уровень импортных транзакций. Импортная энергия может оказаться дороже собственной. Однако за топливо, закупаемое для производство собственной энергии, необходимо платить наличными. Электроэнергия, покупаемая в России, может оплачиваться по бартеру. В связи с этим, предпочтение часто отдается импортируемой энергии.

11.  В данной программе не учитывается   вращающийся резерв. Оператор вычисляет его вручную.

12.  Холодный   резерв   рассчитывается   и   представляется   оператору. Количественный критерий для его расчета не применяется, поскольку холодный резерв обычно имеется в достаточном количестве.

13.  График для каждой электростанции сообщается оператору электростанции по телефону. График для каждой области (для небольших электростанций) сообщается ОДЦ по телефону. Графики не утверждаются и не проверяются небольшими электростанциями или ОДЦ.

14.  В случае изменения условий создается новый график. Изменения, вносимые до 18 часов, определяются главным диспетчером. Если существующие условия изменяются после 18 часов, то оператор сам принимает решение. Изменения в графике сообщаются непосредственно электростанциям и ОДЦ.

15.  ТЭЦ получают два вида указаний: по производству энергии из ОДУ и температуре воды/пара из предприятия теплосетей. В случае падения потребности в тепловой энергии предприятие теплосетей дает команду электростанции уменьшить температуру воды/пара. Это также означает изменения в оптимально производимой  энергии.  Далее,  оператор электростанции запрашивает ОДУ о внесении изменений в свой график. Диспетчер ОДУ проверяет баланс и утверждает новый график, если посчитает возможным.

16.  В случае возникновения аварийной ситуации в каждой области существуют аварийные графики, предусматривающие отсоединение потребителей по десяти уровням.

Особо следует выделить проблему ценообразования в энергетике.

Как уже указывалось выше тарифы на электроэнергию и теплоэнергию регулируются государством. Процедура установления тарифов включает несколько этапов:

ПОЭ  предоставляют  в  «Белэнерго» обосновывающие материалы:

·  объемы потребления энергии на расчетный год, заявленные потребителями;

·  расчет материальных и приравненных к ним затрат на производство энергии;

·  расчет нормируемой величины расходов на оплату труда персонала;

·  расчет затрат на покупную энергию;

·  расчет затрат на полученную от блок-станций электроэнергию и от не входящих в состав «Белэнерго» теплоисточников теплоэнергию;

·  расчет отчислений в централизованные фонды;

·  расчет потребности средств на производственное, научно-техническое и социальное развитие энергообъединения с указанием источников финансирования;

·  расчет налогов из прибыли, вносимых в республиканский и местные бюджет.

Затем «Белэнерго» определяет три контрольные цифры по всей системе в целом: суммарное потребление энергии (совместно с Госкомитетом по энергоконтролю) исходя из топливных и энергетических балансов, одобренных Министерством экономики; потребность в энергии по экспорту - импорту (совместно с ОДУ); и потребность в энергии, производимой в республике (совместно с ОДУ). Таким образом создаётся программа выработки энергии для каждой электростанции и областного энергообъединения, а также составляется энергобаланс по всей энергетической системе.

«Белэнерго» представляет данный энергобаланс в Министерство экономики (отдел цен Министерства экономики). Отдел должен одобрить 3 цифры:  потребление топлива для производства электроэнергии и тепла; потери энергии; потребление энергии для внутренних целей. Данные по потреблению топлива подготавливаются отделом научно-технического прогресса «Белэнерго», другие данные - «Белэнерго» совместно с ОДУ. «Белэнерго» и ПОЭ "распределяют" одобренный бюджет между энергообъединения  и информируют областные власти о том, что те могут уже формировать тарифы на тепло .