Реструктуризация Белорусской энергетической системы (Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту), страница 32

·  инвестиционные решения принимаются сейчас исключительно на экономической почве; и

·  технология, обеспечиваемая инвестированием иностранных компаний в отрасль, привела к более эффективной системе, которая привела к улучшениям обслуживания потребителей.

Северные страны

Энергетическая либерализация и реструктуризация в Северных странах (Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии) охватила два уровня. На государственном уровне каждая страна  имела целью собственный либерализационный и реструктуризационный процесс, считаясь с национальными особенностями. На уровне Северного объединения  параллельная либерализация и реструктуризация происходила (и происходит) таким образом, чтобы способствовать созданию и развитию Северного энергетического рынка.

Также как географическая близость (увеличенная сериями подводных связей), неизбежным  является различный баланс топливных источников в различных странах. Значительные гидро мощности Норвегии (100%) и Швеции (50%) могут во влажные годы обеспечить дешевой энергией другие рынки; значительные тепловые мощности Дании (85%) и Финляндии (55%) могут обеспечить в сухие годы резерв для гидро стран.

Реструктуризационные потребности на местном уровне сильно различаются. В Дании было меньше давления для реформирования настоящей структуры энергетической отрасли. В Финляндии  изменения в Норвегии и Швеции дали импульс к реформам. В Норвегии энергетические затраты считались высокими (относительно тех, которые могут быть достигнуты значительными гидро ресурсами) и инвестиционные решения не всегда были оптимальны. В Швеции введение конкуренции и свободных рыночных принципов в энергетической отрасли (и многих других) рассматривались как программа, способствующая поднятию страны из экономической стагнации, в которой она оказалась в конце 80-х.

На уровне Северного объединения  главной необходимостью стало расширение принципов конкуренции на внутренних рынках за пределы национальных границ для того, чтобы позволить и способствовать выгодной заграничной энергетической торговле.

Главным событием в развитии либерализованного Северного рынка было создание Северного энергетического пула, в настоящее время действующего на рынках Норвегии и Швеции с ожиданием присоединения Финляндии в 1998. Так как в Норвегии и Швеции существовали финансово свободные рынки до создания Северного Пула (в январе 1996) , развитие меж-странного рынка было процессом приближения к существующим национальным порядкам.

В Норвегии конкуренция была введена в 1991 и национальная сеть была отделена в 1992. В Швеции национальная сеть была отделена в 1992 с открытым доступом, введенным в 1995 и с полной рыночной отменой регулирования в 1996. В Финляндии две национальные сети были разъеденены в 195 и слились в одну компанию в 1997. Открытый доступ был введен в 1995 для крупных поставщиков, а полное рыночное разрегулирование - в 1997. Энергетический пул, разрешающий ежечасную торговлю и фьючерсные контракты, объединяет более 130 участников.

Различия в реструктуризации, имеющие место на местном уровне для совершения либерализации, отражают различные национальные приоритеты. В частности, различаются подходы к собственности и законной структуре. В Дании и Норвегии значительные изменения существующей собственности или легальное разъединение  не рассматривались как условие либерализации, тогда как в Финляндии и Швеции радикальные изменения собственности и легальное разъединение имели место.

Важной чертой развития либерализованных рынков было приближение условий на различных рынках к введению через-граничной конкуренции.Наиболее очевидно это было между Норвегией и Швецией, где изменялись подходы к трудностям, таким как недостатки расчетов и географическая дифференциация цены, для того, чтобы позволить работу Северного Пула.

Практическими уроками, вытекающими из Северного опыта, являются:

·  либерализация может быть расширена за пределы государственных границ без значительного удара по интересам участников;