Концепция управления усвоением и обучение иностранному языку

Страницы работы

Содержание работы

И. И. И Л Ь Я С О В,   Т. В. Р Я Б О В А

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УСВОЕНИЕМ И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В настоящее время ведется интенсивная разработка путей повышения эффективности обучения разнообразным учебным предметам. За последние 10—15 лет в педагогике и психологии появились работы, дающие возможность сделать важный шаг в этом направлении. Одним из перспективных путей следует признать исследования, ведущиеся в русле теории Л. С. Выготского о высших психических функциях и теории деятельности А. Н. Леонтьева вообще и, в частности, на основе концепции поэтапного формирования психических функций П. Я. Гальперина.

Эта концепция была уже положена в основу построения различных учебных дисциплин и их отдельных фрагментов, при этом достигнутые результаты всегда оказывались весьма высокими. К числу таких предметов относится и иностранный язык'. Но необходимо отметить, что количество попыток создания методики обучения иностранному языку на основе указанной концепции является пока еще минимальным, хотя пробы эти были довольно успешными. Так что методике преподавания иностранных языков в основном еще только предстоит исследовать те резервы повышения эффективности обучения, которые, исходя из теоретических соображений и имеющихся к настоящему времени практических работ, открывает рассматриваемое психологическое учение. Судя по тому опыту, которым мы располагаем, методика преподавания неродного языка не может сейчас игнорировать те резервы повышения эффективности обучения, на которые — пока еще только принципиально — указывает гипотеза поэтапного формирования психических функций.

•   .                                                                                                 5

Задачей данной статьи является попытка проанализировать с точки зрения этой концепции имеющиеся принципиальные недостатки действующей системы обучения иностранным языкам. По нашему мнению, такой анализ может быть шагом по пути создания максимально эффективной системы преподавания неродного языка.

Основное содержание концепции П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий изложено во многих широко известных работах 2. Это освобождает нас от необходимости подробного рассмотрения данной концепции и позволяет остановиться лишь на тех вытекающих из всей концепции положениях, которые касаются вопросов обучения и его оптимизации. Эти положения далее мы сопоставим с принципами традиционной дидактики, а затем перейдем к анализу сложившейся к настоящему времени системы обучения иностранным языкам.

Существо основных положений концепции поэтапного формирования функций, или, иными словами, концепция управления усвоением применительно к вопросам обучения сводится к следующему.

Всякий процесс обучения есть формирование новых действий и соответствующих им чувственных образов или понятий. Общий ход этого формирования может быть представлен как процесс, состоящий из двух стадий: стадии предварительного уяснения системы ориентиров и стадии усвоения системы ориентиров и действий на их основе.

Прежде чем говорить об этих стадиях, мы должны остановиться на понятии системы ориентиров.

В каждом действии можно выделить объективные ориентиры, владение которыми позволяет правильно выполнять это действие. Эти ориентиры составляют систему ориентир"Вв (Со). В Со входят: 1) модель объекта и 2) модель действия (алгоритм операций по распознаванию или воспроизведению объекта или по анализу задачи и ее решению) 3. Однако то, на что фактически опирается ученик при выполнении действия, составляет не С0, а ориентировочную основу действия (ОД)., В зависимости от того, каково соотношение Со и ОД и каковы используемые ориентиры, различаются три вида ориентировки.

Если Со > ОД, то налицо 1-й тип ориентировки, когда учащийся вынужден действовать по методу «проб и ошибок». Если С0 = ОД, то возможен или 2-й или 3-й тип ориентировки в зависимости от построения и степени обобщенности ориентиров: если они получены эмпирическим подбором част-

6

яых ориентиров для конкретных действий, это будет 2-й тип, если путем анализа внутренней структуры предмета или деятельности с выделением обобщенных ориентиров для целых областей деятельности, — то 3-й тип.

Как показали исследования П. Я. Гальперина и его сотрудников, обучение по 3-му типу ориентировки, т. е. на основе полной и обобщенной системы ориентиров, дает наибольший эффект.

Теперь мы можем вернуться к рассмотрению хода процесса обучения.

Первая стадия процесса формирования действия — это, как говорилось выше, стадия предварительного уяснения Со. Оптимальный вариант прохождения этой стадии для ученика есть ознакомление с полной и обобщенной системой ориентиров^ представленной в наглядной форме, например, в виде карточки, фиксирующей последовательность действий, дающей план действия.

Похожие материалы

Информация о работе