Концепция управления усвоением и обучение иностранному языку, страница 8

ровать навык), строго говоря, вообще нельзя, поскольку по определению это не навык (операция), а действие со своей целевой установкой и возможностью выбора средств8. Остается лишь возможность организовать и дисциплинировать поиск, возникающий в упражнениях на такие действия. Определить, как это сделать, есть важнейшая задача любой методики, занимающейся «обучением» творческим действиям. По имеющимся данным, исключительно благоприятным для этого является обучение операциям, составляющим эти действия, по 3-му типу ориентировки с применением поэтапной отработки, поскольку такое обучение обеспечивает широкие возможности переноса и высокую степень автоматизации операций.

Таким образом, то обстоятельство, что обучение речевым действиям не может быть строго управляемым (из-за творческого характера процесса порождения речи и некоторых особенностей речевых единиц, которые будут рассмотрены несколько ниже), не означает необходимости отказа от принципа обобщенности и полноты, а, наоборот, предполагает максимально последовательное проведение этого принципа в операциональной части, поддающейся алгоритмизированию.

Заметим также, что принципиальная невозможность задать алгоритм перехода от некоторого замысла высказывания к конкретным языковым средствам его выражения наиболее четко проявляется при высоком уровне владения языком, на ранних же этапах овладения, когда у учащегося нет синонимических средств, возможность к созданию алгоритмов оформления некоторых коммуникативных задач достаточно большая и, естественно, должна быть использована.

Теперь мы можем вернуться к рассмотрению реализации в обучении принципа обобщенности и полноты ориентировки. Выделение основных единиц и правил их сочетания есть главное условие осуществления этого принципа. Каковы же эти единицы при обучении иностранному языку?

Обучение, иностранному языку есть обучение речевой дея-тельносхи на изучаемом языке. Каждый акт речевой деятельности является, как известно, действием по выражению некоторого содержания в знаковой форме или по восприятию содержания знаковых выражений. В соответствии с этой точкой зрения единицы речи представляют собой знаки, т. е. некоторые материальные элементы, которым приданы те или иные значения. Для устной речи такими материальными элементами являются звуковые комплексы, для письменной речи — графические средства, так или иначе соответствующие первичной звуковой материи языка. Вторым компонентом единиц речи являются их значения. При сочетании эти единицы дают единицы более высокого порядка (слово, синтагма, предложение, сверхфразовое единство, за-

2   Заказ 592               -"... и..        ,                 ,,.                               17

конченный текст), при разложении этих единиц мы получаем элементы — элементы плана выражения, т. е. материальной стороны речи и плана содержания, значений.

Усвоение речевых единиц означает усвоение как элементов плана выражения и плана содержания, так и правил сочетания элементов и единиц.

Элементами плана выражения являются элементы звуковой стороны речи и элементы графики. Как показано соответствующими специалистами, элементами звуковой стороны речи выступают фонемы и суперсегментные единицы деления потока речи. Элементами графической системы являются графемы.

Нужно сказать, что в действующей методической системе обучение форме языковых единиц в значительной мере опирается на принцип обобщенности. Выделение фонем и обучение произношению их изолированно и в потоке речи, выделение ритмо-мелодических (ударение и интонация) единиц и ознакомление с ними учащихся является почти общепринятым при обучении фонетике. Обучение чтению и письму аналитическим звуко-буквенным методом (с использованием метода «целых слов» только в случаях необходимости) характерно для обучения графике.