Концепция управления усвоением и обучение иностранному языку, страница 3

8

Для обучающего этот процесс выступит несколько иным образом: 1) выделение полной и обобщенной системы ориентиров, 2) составление учебного алгоритма действия (деление действия на операции) с учетом наличных возможностей ученика, 3) фиксирование системы ориентиров в наглядной; и доступной для ученика форме, 4) организация усвоения системы ориентиров в ходе поэтапной отработки.

Обобщая, мы можем сказать, что концепция поэтапного-формирования умственных действий выдвигает два основных, требования к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает возможность управления усвоением, что приводит к резкому повышению эффективности обучения. Эти требования следующие:

t) проведение обучения на основе полной и обобщенной,' системы ориентиров;

2) организация поэтапного усвоения системы ориентиров и соответствующих действий.

Обсудим теперь, как эти требования соотносятся с традиционными дидактическими принципами.

На первый взгляд может показаться, что основные положения рассматриваемой концепции применительно к вопросам обучения не значительно отличаются от традиционно-дидактических принципов.

В традиционной дидактике такж« считается, что в самом общем виде всякое обучение предполагает задание содержания обучения и обеспечение его усвоения. Процесс усвоения также включает объяснения и упражнения, т. е. представляет собой такую же двучленную структуру.

Однако это в значительной мере лишь внешнее сходство. Внутреннее же содержание частей обеих концепций обучения достаточно отлично. Рассмотрим это более подробно. Начнем* С содержания обучения.

Традиционно содержание обучения задается как совокупность знаний, умений и навыков в той или иной конкретной,, предметной области, которыми в дальнейшем должны овладеть учащиеся. При этом выделяются учебные предметы, задачей которых является формирование по преимуществу некоторых знаний (математика, комплекс дисциплин естественнонаучного и исторического цикла), и предметы, при обучении которым преимущественно формируются умения № навыки (сюда относят иностранный язык, труд, рисование, пение и т. п.).

Данное разделение учебных предметов в концепции поэтапного формирования считается неправомерным. Согласно-данной концепции, все учебные предметы имеют целью формирование умений и навыков, т. е. способности действовать,, осуществлять деятельность в любой предметной области. При этом формирование знаний не является конечной зада-

чей никакого учебного предмета, а представляет собой неотъемлемый этап в обучении любым умениям и навыкам.

Иной взгляд на содержание обучения в традиционной методике приводил к тому, что предметы первой группы преподавались и преподаются так, что ученики так или иначе набирают некоторый объем сведений в отрыве от той деятельности, которой эти знания должны управлять, и это приводило и приводит к тому, что по окончании обучения учащиеся, как правило, не могут полноценно выполнять эту деятельность. С другой стороны, предметы второй группы преподаются часто без достаточной опоры на знания, так что получаемые в результате умения и навыки также не явля-,ются достаточно совершенными, сознательными и гибкими. Кроме того, процесс их формирования, идущий без опоры на знания путем прилаживания, неосознаваемых переносов ло аналогии, интуитивного схватывания отдельных необходимых ориентиров и т. п., оказывается весьма трудным для ученика и в целом недостаточно эффективным. -•* Различия между традиционной дидактикой и положениями теории управления усвоением идут и далее. В обычном обучении при определении его содержания необходимость выделения обобщенной и полной системы ориентиров не является осознанным принципом, в связи с чем программы обучения почти всем учебным предметам во многих разделах переполнены частными положениями справочного характера, даже не претендующими на полноту. Эти особенности программы препятствуют эффективному и оптимальному ходу обучения и не позволяют вооружить учащихся полноценными умениями и навыками.