Концепция управления усвоением и обучение иностранному языку, страница 2

Эта карточка с общим планом действия может быть предложена учащимся в готовом виде либо ученики под руководством учителя составляют ее сами. В последнем случае учитель должен подводить учащихся к построению общей системы ориентиров, исходя из конкретных отдельных образцов с дальнейшим построением ориентировки для других конкретных случаев на основе вскрытой общей системы ориентиров. Однако в обоих случаях — и при применении дедуктивного метода («сообщение готовых знаний»), и при применении сочетания индуктивного и дедуктивного методов, которое мы имеем во втором случае — необходимо создание полной, обобщенной и наглядно представленной системы ориентиров, зафиксированной в виде общего плана действия.

Важность такой фиксации П. Я. Гальперин поясняет следующим образом: «Состав С0 по крайней мере в том, что для ученика является новым, необходимо предложить в удобном для использования виде — как внешне закрепленный и четко расчлененный план, с помощью которого ученик может легко ориентироваться в операциях по выполнению задания. Отсутствие плана именно в таком виде означает существенную неполноту условий: для подавляющего большинства учеников даже полное изложение плана без такого внешнего его оформления и возможности пользоваться им в таком материализованном виде остается „формальным актом"»- 4.

Вторая стадия процесса усвоения, стадия отработки, имеет 4 этапа в соответствии с четырьмя возможными уровнями осуществления действия.

1-й этап — фврмирование действия в материальном или материализованном виде. На этом этапе действие осуществ-

ляется при использовании материальных предметов и материализованных схем действия.

2-й этап — формирование действия в громкой речи без непосредственной опоры на предметы, записи, схемы и т. п.

3-й этап — формирование действия во внешней речи про себя.

4-й этап — формирование действия во внутренней речи.

На каждом из этих этапов, соответствующих уровням формирования действия, действие выполняется сначала развернуто, с одновременным обобщением, а затем систематически сокращается, т. е. на каждом этапе происходит изменение действия по параметрам полноты состава операций (мера сокращенное™) и степени усвоения действия. При этом переход от этапа к этапу должен осуществляться при достижении на каждом из уровней определенной меры со-кращенности и степени усвоения действия. Как пишет П. Я- Гальперин, «каждая промежуточная форма должна осваиваться лишь настолько, чтобы стать основанием для перехода к более высокой форме. И только самая последняя, наиболее обобщенная и сокращенная форма умственного действия доводится до максимальной автоматизации»6.

Важно, однако, отметить, что полный путь формирования действия с последовательными переходами от этапа к этапу с одновременным сокращением и освоением действия на каждом этапе никогда реально не осуществляется, этот процесс идет всегда с некоторым забеганием вперед и возвращением и, главное, с сокращениями, которые вызываются наличием переноса ранее приобретенных умений и навыков. Особенно это сокращение касается этапов опосредования действия во внешней речи, которые у взрослых имеют тенденцию к выпадению, поскольку процесс перехода от выполнения действия по внешнему развернутому плану (I уровень) к выполнению действия по свернутой внутренней программе (IV уровень) может идти с минимальным опосредованием внешним п]эого-вариванием вслух или про себя. Именно поэтому для формирования большинства умственных действий у взрослых решающее значение имеет организация действия на первом этапе, этапе материализованного действия. Кроме этого, должна быть обеспечена возможность перехода на более низкий этап при возникновении всякого рода затруднений.

Если рассмотреть процесс обучения с точки зрения ученика, то он предстанет как следующий ряд этапов: ознакомление с «правилами» выполнения действия, выполнение частного случая полностью развернутого действия с предметами или по схеме, выполнение других частных случаев действия с сокращением, которое в итоге приводит к выполнению действия в наиболее обобщенной, сокращенной и автоматизированной форме.