Подготовка данных для расчета параметров установившихся режимов и переходных процессов в электроэнергетических системах с помощью современных вычислительных комплексов: Учебное пособие, страница 78

Примечание:  Для агрегата двигатель-механизм в целом механическая постоянная инерции определяется формулой  Tдм=kдм×Tj,   в которой Tj - механическая постоянная инерции двигателя без механизма,  kдм - масштабирующий коэффициент,  учитывающий вклад приводимого механизма в постоянную инерции агрегата Tдм.  Величина коэффициента kдм равна:  для поршневого компрессора  2,  для турбокомпрессора  3 - 6,  для насоса общего применения 1,25;  для нефтепромыслового насоса 1,04 - 1, 08.

4.2.2  Регуляторы скорости турбин

В настоящее время регулятор скорости турбины является обязательным  элементом энергоагрегата,  неотъемлемой  частью конструкции турбины. Механические характеристики энергоагрегата рассматриваются только с учетом влияния регулятора скорости.  Для расчетов динамики в качестве исходных данных нужны не только непосредственно параметры регуляторов скорости,  но также  сопутствующие параметры единой  конструкции турбины – регулятор скорости, т.е. параметры системы регулирования скорости турбины. Названные данные, хотя не являются редкостными, однако специфичны и в электротехнических справочниках, как правило, не приводятся. В связи с этим ниже дается таблица 6 с названиями, значениями и рекомендациями для использования исходных данных по регулированию турбины, заимствованные из описания программы ”Мустанг”.

4.2.3  Система аварийного регулирования турбин (ЭГП)

Для быстрого управления мощностью турбин в аварийных условиях в настоящее время используются системы импульсной  разгрузки турбин, которые реализуют импульсы управления непосредственно на сервомеханизм  регулирующих клапанов паровых турбин. Устройство, вырабатывающее импульсы управления называется  электрогидравлической приставкой или преобразователем (ЭГП). Управляющие импульсы имеют величину во много раз  превышающие сигналы регулирования в рабочих режимах.  Поэтому в течение времени подачи такого импульса на сервомеханизм, подавлены все остальные сигналы управления, включая сигнал обратной связи сервомеханизма. После этого формируется затухающая часть импульса, снижающаяся к первоначальному или послеаварийному управляющему сигналу рабочих режимов. При этом начинает действовать отрицательная обратная связь сервомеханизма,  которая оказывает влияние на  затухающую (хвостовую) часть разгрузочного импульса.  Данное импульсное управление может использоваться также для быстрого набора мощности паровой турбины,  управления гидротурбинами.

Исходные данные для ЭГП представляют собой задаваемые графики изменения мощности турбин в зависимости от времени и отсчитываемых от некоторого момента запуска tзап.  Время при этом задается в секундах, а текущая мощность Nt в МВт  рассчитывается через текущую мощность Nt* в относительных единицах по формуле:

Nt  = Nt*ктоNн, где   кто - коэффициент загрузки турбины в исходном режиме, о.е.,

Nн – номинальная мощность турбины, МВт.

Таблица 6 - Параметры регулирования скорости турбин

Обозначе-ние

Наименование величины

Ед. изм

Ориентировочные значения

Турбогенератор

Гидрогенератор

Стрс

Статизм регулятора скорости

%

5 (для эквива-лентных генера-торов  10¸20)

5¸10

Зн

Зона нечувствитель-ности регулятора скорости

%

0,5(для эквива-лентных генера-торов  0,1)

0

То

Постоянная времени на открытие регули-рующих клапанов турбины

с

1,5

2

Тз

Постоянная времени на закрытие регули-рующих клапанов турбины

с

0,5

2

Nти

Минимальная мощ-ность регулирования турбины

%

0

0

Nта

Максимальная мощ-ность регулирования турбины

%

110

110

Dпо

Доля участия парово-го объема промпере-грева в суммарной мощности турбины

ое

При наличии промперегрева

0,7

0

Тпо

Постоянная времени промперегрева или паровых объемов

с

1,5

0