Подготовка данных для расчета параметров установившихся режимов и переходных процессов в электроэнергетических системах с помощью современных вычислительных комплексов: Учебное пособие, страница 14

 пусковое активное сопротивление некоторой эквивалентной роторной обмотки с учетом демпферных контуров и приведенное к статорной обмотке,  ое,  которое принимается равным активному сопротивлению двигателя в сверхпереходный период при КЗ,  т.к.  реакция двигателя при пуске и в сверхпереходный период КЗ  практически одна и та же. Следовательно, активное сопротивление двигателя в сверхпереходный период,  т.е. сопротивление прямой последовательности для данного периода может быть принята равной активному пусковому сопротивлению,  т.е.   .

Активное сопротивление  обратной последовательности может быть принято равным сверхпереходному активному сопротивлению       r2   = ,   т.к. протекание токов обратной последовательности  во  всех контурах двигателя аналогично токам в сверхпереходный период КЗ.   Отличие состоит в том,  что ток обратной последовательности в роторных контурах предстает в виде синусоидального тока двойной промышленной частоты,  а наведенные токи роторных цепей в сверхпереходный период являются однополярными,  затухающими во времени и скорости изменения этих токов несколько различны.

Активное сопротивление прямой последовательности синхронного двигателя в установившемся режиме КЗ равно его пусковому или сверхпереходному значению  ,  если двигатель  заторможен.  Если двигатель синхронно работает в режиме установившегося КЗ,  то искомое сопротивление может быть найдено путем вычитания из сверхпереходного значения составляющих,  обусловленных токами ротора,  протекающими в переходном процессе,  и численно оно будет равно активному сопротивлению статорной обмотки,  т.е.   .  

        Активное сопротивление  роторной обмотки    синхронного   двигателя мощностью 4¸12 МВт приблизительно в 10 раз больше активного сопротивления статорной обмотки. После приведения к статору активное сопротивление роторной обмотки rf такого двигателя  оказывается практически в 5 раз меньше активного сопротивления  статорной обмотки rа .  Таким образом, . Отсюда . Тогда  и сопротивление прямой последовательности  синхронно работающего двигателя в режиме установившегося КЗ будет: 

.

Для двигателей меньшей мощности,  как показывают расчеты,  соотношение   между    и      будет определяться выражением ,   в котором   принимается из промежутка 0,9¸1, причем, чем меньше мощность двигателя,  тем большим выбирается коэффициент.

Реактанс обратной последовательности синхронных двигателей мощностью 4¸12 МВт  превышает сверхпереходный реактанс на 1¸5 %,   т.е.

x2  = (1,01¸1,05) x¢¢ .

Реактанс  синхронного двигателя в заторможенном состоянии  при установившемся режиме КЗ можно принять равным пусковому реактансу, т.е.  ,  причем ,  а при  синхронно работающем двигателе  он равен синхронному реактансу в продольной оси, т.е. .

Соответственно  ЭДС двигателя для установившегося режима будет равна нулю при заторможенном состоянии и около 1,4 относительной единицы при синхронно работающем двигателе.

При необходимости учесть активное сопротивление синхронного генератора или синхронного двигателя и явнополюсность  для определения тех или иных ЭДС следует рассмотреть  векторные диаграммы (рис. 4а,б),  построенные аналогично векторным диаграммам рис. 2,  3 для рабочего режима синхронной машины. Активное сопротивление может оказать заметное влияние при маломощных синхронных машинах,  для которых оно соизмеримо с реактивным сопротивлением.  Как правило,  явнополюсными машинами являются  гидрогенераторы,   такими могут быть также синхронные двигатели.

Для явнополюсной синхронной машины сверхпереходная ЭДС   согласно векторным диаграммам и приведенным в подрисуночных подписях выражениям определяется аналогично установившейся ЭДС в поперечной оси .  При этом необходимо учитывать различие реактансов в продольной и поперечной осях, отличие сверхпереходных схемных параметров  от установившихся не только для реактивного,  но также и для активного сопротивления машины.  Названные факторы обусловливают необходимость рассмотрения двух ЭДС в поперечной оси,  определяемых соответственно частью реактансов xq,  x¢¢q в продольной оси  (ЭДС EQ,  E¢¢Q ) и полными продольными реактансами xd,  x¢¢d  (ЭДС Eq,  E¢¢q)