Подготовка данных для расчета параметров установившихся режимов и переходных процессов в электроэнергетических системах с помощью современных вычислительных комплексов: Учебное пособие, страница 55

При этом имеет место правило: сопротивление луча приводится к номинальному напряжению той стороны, на которой размещено, а коэффициент трансформации определяется отношением этого напряжения к напряжению другого конца луча или трансформаторной ветви. Последнее правило определяется требованиями ряда программ по расчету электрических величин при повреждениях,  например,  программы ТКЗ-3000.  В случае использования программы ДАКАР коэффициент трансформации трансформаторной ветви определяется обратным отношением напряжений концов ветви по сравнению с программой ТКЗ-3000. Для рассматриваемых примеров в настоящей первой части предполагается использование программы ТКЗ-3000. Для рассматриваемого примера и принятой схемы замещения коэффициенты трансформации лучей (трансформаторных ветвей) низшего и среднего напряжений будут определяться отношениями (номинальных  напряжений) соответственно:   высшего и низшего  квн= ,   среднего и высшего  ксв  =  напряжений.

Активные сопротивления ветвей схемы замещения автотрансформатора,  приведенные к номинальным напряжениям:

к  высшему  Ом - луч ВН, к  среднему Ом - луч СН, к  высшему  Ом - луч НН.

Реактивное сопротивление и коэффициенты трансформации ветвей схемы замещения автотрансформатора, приведенные к номинальным напряжениям:

для  минимального положения РПН:

простая ветвь луча высшего напряжения

xви  = хви*   = 0,0805 . = 17 Ом, трансформаторная ветвь луча среднего напряжения:

    xси = хси*   =- 0,0095 . = -0,605 Ом,

ксви = = = 0,463; трансформаторная ветвь луча низшего напряжения:

xни = хни*   =0,2395 . = 50,6 Ом,

квни = =   = 21,9; для  номинального положения РПН:

простая ветвь луча высшего напряжения

xвн  = хвн*   = 0,115 . = 24,4 Ом, трансформаторная ветвь луча среднего напряжения:

xсн = хсн*   = - 0,005 . = - 0,319 Ом,

ксвн = = =  = 0,526; трансформаторная ветвь луча низшего напряжения:

xнн = хнн*   =0,205 . = 43,5 Ом,

квнн = =   = 21,9; для  максимального положения РПН:

простая ветвь луча высшего напряжения

xва  = хва*   = 0,1555 . = 32,9 Ом, трансформаторная ветвь луча среднего напряжения:

xса = хса*   = 0,0535 . = 3,4 Ом,

ксва = = =0, 59 Ом, трансформаторная ветвь луча низшего напряжения:

xна = хна*   =0,1635 . = 31,6 Ом,

квна = = =  = 21,9 .

Поперечная активная и реактивная проводимости, приведенные к номинальному напряжению высшей стороны:

gт = ΔN х /  = 145×10-3 / 2302 = 2,73×10-6 Cм,

bт = Ix*  = 0,005× = 23,6×10-6 Cм.

Обозначение ветвей автотрансформатора  Т1, Т2  по схеме замещения (рис.12):

простые ветви высшего напряжения: 11-3,  11-4, трансформаторные ветви среднего напряжения: 5-3,  6-4, трансформаторные ветви низшего напряжения: 1-3,   2-4.

Поперечные проводимости трансформаторов  и автотрансформаторов в расчетах электрических величин при повреждениях, как правило, не учитываются,  поэтому на схеме рис.12 ветви с поперечными параметрами опущены. Если есть необходимость учесть влияние этих проводимостей в промышленных программах ТКЗ-3000 или 5-6-50, то следует сначала поперечную проводимость преобразовать в последовательно  соединенные активные и реактивные сопротивления:

rт = =  = 4837 Ом,

хт = = = 41813 Ом, затем данную простую ветвь подключить соответственно между нейтралью 0 и узлом высшего напряжения 11, т.к. сопротивления этой поперечной ветви приведены к высшему напряжению 230 кВ.

В результате расчетов получаем параметры схемы  замещения автотрансформаторов Т1 и Т2 соответственно для минимального, номинального и максимального положения РПН:

сопротивления ветви высшего напряжения

[(r11-3 = r11-4) + j (x11-3 =x11-4)] = [0,22 + j (17;  24,4;  32,9)] Ом, сопротивления и коэффициенты трансформации трансформаторных ветвей среднего напряжения:

[(r5-3 = r6-4) + j (x5-3 =x6-4)] = [0,061 + j (-0,605;  -0,319;  3,4)] Ом,

ксв = Uc/ Uв =  U5/ U3 = U6/ U4 = 0,463;  0,526;  0,59;

сопротивления и коэффициент трансформации трансформаторных ветвей низшего  напряжения,  приведенные к высшему напряжению,  а активные сопротивления также отнесенные к проходной (номинальной) мощности автотрансформатора: