Принцип свободы как основание общей теории регуляции. Универсальный принцип, "творящий" жизненный и исторический процесс, страница 9

В исходном и самом широком значении термин "идеология" охватывает все сосуществующие системы представлений, взглядов, идей. В ходе развития общества происходит ее разделение на отдельные сферы (религия, искусство, мораль, наука, политика). В упоминавшейся работе М. Бахтин использует термин "идеологии", вводит весьма плодотворные понятия идеологической среды, идеологического кругозора эпохи, ценностного центра. "Каждая эпоха, - пишет он, - имеет свой ценностный центр в идеологическом кругозоре, к которому как бы сходятся все пути и устремления идеологического творчества. Именно этот центр становится... основным комплексом тем литературы данной эпохи".

Добавим, и не только литературы. Поэтому проблема ценностного центра (или центров?) и его сдвига крайне важна и при оценке важнейших исторических явлений, в том числе и марксизма. Марксизм вырос на скрещении ведущих идеологических (в широком смысле) линий прошлого и первой половины нынешнего веков. В науке -господство рационализма и детерминизма, победоносное шествие - на этой основе -естествознания, становление технических наук как продукт промышленной революции, преобладание материалистического подхода. В искусстве и морали - "взлет" темы свободы в ее различных преломлениях: социальное освобождение, свобода творчества, свободная конкуренция и свободная самореализация капитала в мировом масштабе (мировой рынок) и т.д.

Понимание исторического процесса как естественноисторического в духе XIX века, т.е. как процесса детерминированного, обеспечило своеобразный сплав "необходимости и свободы", в котором свобода присутствовала лишь в "снятом" виде, т.е. не как сотворец истории и человека наряду и в живом диалектическом взаимодействии со своей противоположностью, необходимостью, а как результат необходимости, как осознанная необходимость. Вместе с тем синтез ведущих идей своего времени сделал марксизм идейной преобразующей силой (ценностным центром, но Бахтину) конца XIX и первой половины XX века. Если говорить о парадоксах, то в данном случае они состоят в том, что наиболее эффективной его преобразующая роль оказалась там, где он не "заполнил" все идеологическое пространство.

В этом пункте мы подходим к более общей исторической закономерности: полное господство какой-либо одной идеологической системы (системы представлений) на том или ином историческом отрезке не просто ограничивает свободу человека и общества, но и подрывает их регулятивные способности и ведет к застою, деградации и т.п. Данная закономерность прекрасно просматривается на примере религий. При подавляющем господстве одной системы борьба за "расширение концептуальной схемы", т.е. за обновление, пересмотр и даже слом данной системы, начинается, как правило, и ее собственных рамках и приводит к возникновению массы самых разнообразных течений и направлений. Одна система разбивается на великое множество подсистем, существующих как бы под ее "шапкой" и продолжающих - благодаря разнообразию -обеспечивать процессы регуляции жизненных процессов. Такая же ситуация наблюдалась и наблюдается в марксизме.

Дело в том, что в рамках совокупной идеологической сферы одни идеологии или, скажем, идеологические комплексы (религия, мораль, политическая идеология) сфокусированы на необходимости, другие (наука как познание нового, искусство как творчество) - на свободе. Вот почему идеология (в "советском" понимании) и религия -явления одного и того же порядка, но в корне отличающиеся от свободной науки. Их задача - удержание общества в пределах необходимости, т.е. сохранение его целостности и жизнеспособности как организма целостного. Поэтому, по предназначению, они объясняют все на свете (дают "полную" картину мира) и исходят из необходимости как данности, навязываемой извне (воспроизводство общества и личности в их целостности, можно сказать и иначе - из целостного процесса воспроизводства жизни).