Принцип свободы как основание общей теории регуляции. Универсальный принцип, "творящий" жизненный и исторический процесс, страница 5

Важно обратить внимание на результат - огромнейшее разнообразие живой природы и человечества. Сколь ни коротка история человека, сколь ни узка зона условий, совместимых с его жизнью, разнообразие народов, языков, человеческих типов, религий, культур поражает воображение. И все это - результат "работы" свободы. Но поражает и свойство нашего, человеческого, ума: он постоянно стремится понять и объяснить различия, считая их отклонением от правила, а правилом - единообразие, однотипность и т.п., хотя на деле все обстоит наоборот. Здесь также есть загадка (ее разгадку мы оставим читателю).

Таким образом, если в своем отрицательном определении свобода есть ничто, то в своем положительном определении она - всЯ. Но здесь следует ввести уточнение. Если мы "останавливаем время", то имеем "реализованную", т.е. прошедшую через фильтр необходимости, свободу - все многообразие мира на данный момент времени. Если же мы снимаем временное ограничение, то получаем все, "что угодно", - всю гамму вероятностей как проекцию свободы в будущее. В плане исследования важен следующий момент: "столкновение" свободы и необходимости. Отбор, реализуемый свободой, должен быть "утвержден", санкционирован. Именно здесь пролегает второе фундаментальное различие живой и неживой природы, именно здесь вступает в дело необходимость, а тем самым и детерминизм (и, видимо, индетерминизм) в его приложении к человеку и обществу. В неживой природе есть детерминизм, но необходимости нет.

Как мы уже отмечали, полоса условий, совместимых с жизнью, весьма ограниченна. Это - область необходимости, область, где на свободу накладываются фундаментальные ограничения. Именно здесь и происходит отбор на выживание, на воспроизводство жизни. Значит, именно здесь свобода "соединяется" с необходимостью. То, что выживает, получает санкцию на существование во времени. Отсюда - основной вывод для исследования парадоксов жизни: все живое есть компромисс свободы и необходимости. Отсюда же мы получаем и средство, инструмент (пока потенциально) исследования парадоксов жизни. Это - мера и механизмы такого компромисса.

Кроме того, теперь мы можем также утверждать, что в ходе своей истории человек постоянно стремится расширить ареал свободы, но "реализованная", опредмеченная (объективированная) и т.н. свобода в каждый данный момент времени выступает в "снятом" виде, становится реализованной возможностью, а тем самым и частью необходимости.

Странная вроде бы диалектика. Но вдумаемся. Дело в том, что здесь мы имеем "новую" необходимость уже как продукт свободы, как продукт человеческой деятельности. Остаются "следы" свободы, но сама она - как акт творчества (Бердяев) -"исчезает", чтобы возникать вновь и вновь с каждым актом творчества, с каждым актом жизни. Понятно также, почему Бахтин определяет идеологическую среду как "осуществленное, материализованное социальное сознание".

Здесь мы вступаем в опредмеченный, измененный человеком мир природы. В результате такого рода взаимодействия свободы и необходимости происходит постоянное напластование "следов" свободы (культурных слоев), возрастает толща собственно человеческого слоя, общечеловеческой памяти, множатся "миры", в рамках которых протекает жизнь человека и общества. В целом, мир человека все более отдаляется от мира природы. Человек уже связан не только природными ограничениями, которые в результате его деятельности становятся менее жесткими, но и все более и более создаваемой им самим необходимостью - всем комплексом условий жизни в обществе. Одновременно с этим процессом и параллельно ему в обществе постоянно усложняются и процессы саморегуляции, направленные на его воспроизводство как некоей целостности.