Принцип свободы как основание общей теории регуляции. Универсальный принцип, "творящий" жизненный и исторический процесс, страница 7

В частности, если свобода сопряжена, говоря в терминах теории вероятностей, с многообразием, множеством "исходов", жизнеспособность которых подтверждается задним числом соответствием области условий, задаваемых необходимостью, то, рассуждая математически, мы имеем бесконечное множество решений. Иными словами, детерминизм переходит здесь в индетерминизм, но не вообще, а в рамках условий, задаваемых историческим процессом.

Вот почему возникает новая категория - регуляция и саморегуляция как процесс взаимоприспособления, взаимодействия свободы и необходимости. Определив необходимость как область фундаментальных ограничений, уже на этой стадии анализа мы можем достаточно строго утверждать, что детерминизм есть предельный случай во взаимодействии свободы и необходимости. Действительно, чем ближе подходим мы к границе области условий, совместимых с жизнью, тем жестче действуют ограничения, тем строже обнаруживают себя причинно-следственные связи, тем все больше сужаются, постепенно сходя на нет, возможности выживания, тем вернее действует принцип "быть или не быть". В пределе необходимость (в данном выше определении) переходит в детерминизм, а свобода как множество разнообразных проявлений жизни, как творимое ею многообразие "исчезает".

Но это, так сказать, взгляд со стороны, взгляд сугубо физико-математический. Но человек и общество находятся внутри круга необходимости, поэтому и взгляд у них несколько иной. С точки зрения воспроизводства (и выживания) на первый план выходит вопрос надежности. Поэтому и сам процесс детерминации (действий, решений) приобретает преобразованный, отраженный характер, изменяется сама система отсчЯта. Исходной точкой процесса становится не свобода (как творец и двигатель жизни в ее многообразии), а необходимость как ее предел, задачей - сужение веера возможностей и сохранение только жизнеспособных вариантов, а идеалом (человеческим) -единообразие, то есть однозначность (и предсказуемость) реакции, выбора, поведения и т.п.

Таким образом, в индивидуальном и общественном сознании (в системах представлений) причина и следствие меняются местами, отсчет идет от обратного: не от действительной первопричины (свободы), а от ее предела - необходимости ("добро и зло"). Более того, в обществе возникает и постоянно развивается огромный слой (массив) социальной регуляции и регламентации, каждому его члену предписываются нормы поведения и определенные социальные роли. Складывается своего рода социальный каркас, действующий зачастую более жестко, нежели собственно естественные ограничители, поскольку нарушения социальной нормы чреваты порой катастрофическими последствиями.

В самом общем виде проблема регуляции сводится к тому, чтобы или отодвинуть предел, задаваемый необходимостью (расширяя общий ареал свободы), или же отойти от него (ограничивая свободу под давлением необходимости). Кроме того, поскольку общество (если ограничиться только его рассмотрением) есть сверхсложное образование, то понятно также, что механизмы регуляции пронизывают все его уровни, "срезы" и подсистемы, согласуя их функционирование и приводя их к "общему знаменателю" с точки зрения воспроизводства. Отсюда вытекает, во-первых, своеобразие механизмов регуляции в зависимости от уровня и сферы их действия, во-вторых, необходимость определенных "носителей" собственно процессов регуляции (например, установки-ценности, законодательство, цены и деньги и т.п.).

На наш взгляд, понимание регуляции как поиска компромисса между свободой и необходимостью носит прежде всего эвристический характер, позволяя взглянуть на общественные процессы под иным (новым) углом зрения. Оно позволяет также выявить принципиальное различие между процессами регуляции в живой природе и в мире человека: в первом случае действует практически напрямую механизм естественного отбора, во втором регуляция осуществляется через сложную систему рефлексивных и социальных "преобразователей". К сожалению, переход от первого принципа регуляции ко второму, их совместное действие пока практически не изучены, хотя и здесь накоплено огромное количество материала.