Принцип свободы как основание общей теории регуляции. Универсальный принцип, "творящий" жизненный и исторический процесс, страница 15

Представление фактов жизни как "попадания" пульсирующего луча свободы в поле необходимости позволяет достаточно просто отразить процесс формирования и эволюции систем ценностей. Если изобразить область необходимости (область условий, совместимых с жизнью) в виде круга, то окружность будет обозначать границу жизненного процесса.

Проблема границы, или предела, крайне сложна и многомерна, поскольку она включает все уровни организации жизни. Поэтому данную границу следует представлять не в виде линии, а как многослойное образование. Кроме того, она содержит столько загадок, что остается в значительной мере "мистичной" (для человеческого сознания), так как несет в себе "тайну" жизни, которая зачаровывает и притягивает все поколения людей. С точки зрения парадоксов жизни и общей теории регуляции, узловые точки которой мы пытаемся нащупать в данной работе, отметим в этой связи лишь некоторые важные моменты.

Первое. Именно здесь, в пограничном слое, происходит взаимодействие уровней жизни и тем самым взаимопереход, взаимопревращение различных закономерностей. Следовательно, именно здесь следует прежде всего искать исходные точки разных систем отсчета. При этом вектор одних систем направлен вовне, других - внутрь круга. Первые носят детерминированный характер, вторые - по мере удаления от границы - все более мягкий, вероятностный характер, причем резко возрастает число взаимодействующих факторов и систем.

Второе. Исторически внешняя граница жизни стала осознаваться относительно недавно, так как становление сознания (о чем говорилось выше при отрицательном определении свободы) и воспроизводство человека требовали прежде всего противопоставления человека, с одной стороны, и природы, - с другой, как внешних условий жизни именно человека. Такое осознание стало "проклевываться" лишь с середины XIX века в связи, во-первых, с возникновением в Западной Европе так называемой социальной экологии, т.е. движений в защиту социально "униженных", во-вторых, с необходимостью сохранения среды обитания.

Впрочем, до сих пор эта граница и осознана слабо, и очерчена недостаточно. Основная и исходная причина этого - сохраняющаяся дихотомия человеческого сознания (что также связано с его генезисом и отчасти функционированием). В самом общем виде эта дихотомия выражена в философской традиции противопоставлять бытие и сознание. Более конкретно ее отражает формула "человек - царь природы". Вместе с тем именно эта ориентация сознания вовне, именно жесткое разграничение мира человека и остального мира явились условием развития человека и человечества. Мы отмечаем данный факт лишь для того, чтобы стал понятен феномен переноса законов природы в их традиционном (жестко детерминистском) понимании на все сферы жизни, включая человека и общество.

Третье. Логично предположить, что именно внутренняя граница должна быть наиболее четко обозначена в системах представлений как предел жизни, как грань, которую нельзя преступать ни человеку, ни обществу. Инстинкт самосохранения, свойственный всему живому, дублируется (и корректируется) в сознании широким спектром установок-запретов. Это - отрицательные ценности (позволим себе этот термин), "стягивающиеся" постепенно в собирательное понятие "зло" (и затем "абсолютное зло"). Поскольку "зло" в принципе всегда конкретно, ощутимо и налично (ср. дантов ад), то именно оно и осознается прежде всего. Лишь затем, путем оппозиции, начинает конструироваться понятие "добра". Граница всегда более конкретна и ощутима, чем пространство внутри круга, которое всегда более неопределенно.

Теоретически говоря, чем ближе к границе, тем "зло" больше. Но поскольку появляется противоположный полюс ("добро", или положительные ценности), то "зло" начинает соотноситься (и соизмеряться) не с границей (абсолютная мера), а с "добром" (относительная мера). Данные соотношения досконально представлены в судебных нормах.