Проблемы приватизации общественной собственности в странах формирующейся рыночной экономики, страница 8

4.1. Социально-экономичемкие цели и задачи приватизации – декларированные и реальные.

Отсутствие развитой демократии в странах формирующейся рыночной экономики своим следствием имело то, что приватизационные программы содержали социальные цели, которые были сформулированы технократами (экспертами) и лежали в русле социально-политического курса правящих режимов. В России реальные социальные цели и задачи приватизации в сильной мере отразили позиции госбюрократии, верхушки социальной пирамиды, складывающейся или сложившейся в приватизационный период и на начальном этапе реформы госсобственности, интересы слоев и социальных групп, занимавших ключевые позиции во властных структурах. Частично (в той или иной степени в каждой отдельно взятой стране) декларированные социальные цели совпадали или были близки к основному вектору общественных представлений о целях и задачах приватизации.

Схематично социальные приоритеты, зафиксированные в программных документах приватизации в России, можно представить следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1.

Экономические и социальные цели и задачи, содержащиеся в программных документах по приватизации в России

Цели и задачи

Приоритет

1. Экономические:

а) повышение эффективности приватизируемых объектов

***

б) решение фискальных проблем при продаже госсобственности

**

в) ликвидация убыточных объектов

***

г) рост малого и среднего бизнеса

***

д) создание конкурентной среды

***

е) демонополизация производства

*

2. Социальные:

а) формирование слоя эффективных собственников

***

б) рост слоя частных собственников

***

в) создание основ социального партнерства

**

г) рост доходов персонала приватизированных объектов

***

д) справедливое распределение доходов

**

е) ограничение роста безработицы

*

ж) рост эффективной занятости

*

з) укрепление трудовой дисциплины, рыночных мотиваций

***

и) подрыв основ теневой экономики, коррупции, хищений

**

к) формирование прорыночного сознания в обществе

***

л) формирование социальной основы демократического общества

***

Примечание:

*** - приоритетная задача;

** - рассматриваемая в качестве важной, но производной задачи;

* - отсутствует, либо рассматривается как отдаленная цель.

Реальные цели приватизационной политики отличались, и нередко существенно (главным образом в России), от декларированных. Причины такого положения вещей были разные. Не последнее место среди них занимали дань популизму, отсутствие необходимого опыта приватизации, политическая ангажированность отдельных авторов приватизационных программ и т.д.

Среди российских исследователей нет единого мнения относительно приоритетов приватизационной политики, содержащейся в официально провозглашенной доктрине, в программах приватизации. В России «официальной идеологией первого этапа приватизации была социальная справедливость второго (и третьего) – экономическая эффективность» - такова одна из точек зрения[5]. Согласно другой, в России баланс между экономическими и социальными целями, частично конфликтными в своей основе, складывался не естественным образом (социальные цели и итоги – производные от экономических, а последним, по логике реформ, обеспечена положительная динамика в ходе проводимых преобразований), а под сильным воздействием политической конъюнктуры и возрастающего разрыва между властью и обществом. Он был в немалой, а может быть, и в решающей мере предопределен сложившейся в советский период социальной структуры общества, общественно-политической системой, большая часть которой «плавно перешла» (вросла) в общественную систему постсоветской России.