Проблемы приватизации общественной собственности в странах формирующейся рыночной экономики, страница 3

б) открытая продажа (или «открытая подписка») позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам (часто и иностранным), а не только персоналу конкретного предприятия.

Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.

Вторая модель – это бесплатное (или почти бесплатное) распределение государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. С социальной точки зрения собственность создана трудом народа, она является уже оплаченной и должна ему быть бесплатно возвращена.

Разновидностью этой модели явилась ваучерная приватизация.

На практике приватизация редко осуществляется по одной «чистой» модели, в большинстве случаев это комбинация разных подходов.

2. Типы и экономические тенденции приватизаций.

2.1. Типологии современных преобразований собственности.

Значение приватизации как важного интегрального элемента либерально-рыночных преобразований, разгосударствления для стран формирующейся рыночной экономики определяется переходной природой этих процессов. В этом источник принципиальных отличий от аналогичных по форме явлений в сложившихся рыночных хозяйствах, иначе говоря, в «непереходных», устойчивых.

В бывших социалистических государствах на реформы собственности возлагается весомые системообразующие и преобразующие миссии, как основы для других общественных отношений и институтов в общем русле стимулирования частной инициативы. Создание конкурентно-рыночной среды, изменение национальных структур и места в мировом хозяйстве, другие задачи объединяются почти безотносительно к балансам непосредственно системных (внутренних) и шоковых (внешних) импульсов этих преобразований. Напротив, непереходных системах сложившаяся рыночная среда ограничивает относительные масштабы и цели приватизации, концентрируя ее задачи на повышении экономической эффективности избранных предприятий и отраслей.

Соответственно в странах с переходной экономикой приватизации предшествует выбор и теоретическое обоснование не только ее концепций непосредственно, но и общей стратегии социально-экономических реформ, глобальных моделей развития. Напротив, в зрелых рыночных экономиках «подготовительная» проблематика гораздо практичнее и сводится главным образом к разработке технических аспектов передачи прав собственности[2].

Наконец, исторически переходность экономик и, шире, социальных общностей придает масштабной и качественной динамике государственных владений и прерогатив определенный вектор, В устойчивых же обществах характеристики большинства экономических институтов, включая государственные, а также их деятельности подчинены преимущественно функциональным закономерностям.

Сосредотачиваясь на противодействии циклическим и структурным диспропорциям либо на избирательных стимулах экономической деятельности, самое большее – на реформах стабилизационных и/или адаптационных типов, активность центральных и местных властей сама приобретает свойства относительной регулярной цикличности либо маятниковых движений наряду со своими инструментами – полномочиями и собственностью государственных органов и предприятий. Поскольку в современных либеральных обществах обычно признается только дополнительность последних к приоритетным частным, демократические политические механизмы противодействуют закреплению за властями «избыточных» социально-экономических функций и собственности.