Проблемы приватизации общественной собственности в странах формирующейся рыночной экономики, страница 7

Противоположные доводы опираются в основном на теорию агентов (посредничества), согласно которой правительство как владелец контрольного пакета акций в ГП может жестче контролировать менеджеров ГП, чем владельцы акций частных корпораций с «распыленной» собственностью. К этому можно добавить, что в период изменения формы собственности менеджеры предприятия нередко вообще оказываются вне какого-либо контроля. Здесь возникает проблема «безбилетника»: при отсутствии адекватной новым условиям законодательной базы, правовом нигилизме, разгуле преступности и всеобщей коррупции новые собственники и менеджеры могут быть заинтересованы только в быстром личном обогащении. Получая большую государственную собственность за бесценок, новые владельцы часто стремятся не к максимизации прибыли, а в превращении этой собственности в ликвидную форму и ее окончательной приватизации путем перевода на счета в зарубежные банки и т.п.

Частные собственники выбирают лучших менеджеров (точка зрения человеческого капитала). Назначения управленческого персонала в государственных фирмах во многом определяются способностями находить компромиссы с политиками, проявлять политическое чутье и лоббировать интересы предприятия. Менеджеров частных фирм, напротив выбирают за их способность эффективно управлять фирмами.

Противоположные доводы сводятся главным образом к ситуациям, когда интересы частных собственников «искажены институциональным вакуумом». Если собственники заинтересованы не в повышении эффективности предприятия, а вбыстром личном обогащении, то логично предположить, что они руководствуются соответствующими мотивами и в подборе менеджеров.

Неоклассическая экономическая теория предполагает, что связь между формой собственности и результатами деятельности незначительна. Считается, что эффективность в большей мере определяется рыночной структурой и развитостью конкуренции, нежели тем, кто владеет активами. Конкуренция помогает эффективно распределять ресурсы, стимулирует усилия менеджеров и работников, способствует инвестициям, направленным на сокращение текущих затрат или улучшение качества продукции. Более широкие возможности сравнения результатов деятельности при конкуренции, их зависимость от усилий менеджеров, вероятность банкротства создают более действенные стимулы для руководства.

Однако приватизация, согласно концепциям неоклассиков, активизирует конкурентные механизмы, которые заставляют фирмы работать эффективнее (конкурентная точка зрения). Плохо работающие государственные предприятия, если их достаточно много, замедляют рост частного сектора и ослабляют конкуренцию. Правительство нередко блокирует проникновение на рынок частных фирм, которые могли бы конкурировать с ГП; предоставление правительственных кредитов капиталоемким ГП способствует вытеснению частных фирм с кредитных рынков; банкиры склонны предполагать, что кредиты ГП имеют неявные правительственные гарантии, что ухудшает положение частного сектора; неэффективное снабжение критическими ресурсами, осуществляемое плохо управляемыми общественными предприятиями, увеличивает издержки частных фирм и ограничивает потенциал их развития. Частные предприятия более подвержены дисциплине коммерческих финансовых рынков, чем ГП, потому что последние работают при «мягких бюджетных ограничениях», по Я Корнаи. Они часто получают капитал под меньший, чем рыночный, процент и субсидии государства.

Доводы в пользу конкурентной точки зрения верны лишь для тех случаев, когда частные фирмы действительно менее эффективны, чем государственные. Последнее обстоятельство отнюдь не аксиома, она требует проверки и аргументации.

Таким образом, с теоретической точки зрения неясно, определяет ли сама по себе форма собственности эффективность деятельности предприятий. Конкретные обследования их практической деятельности до сих пор также приносили весьма разноречивые результаты.

4. Цели и задачи приватизации.