Проблемы приватизации общественной собственности в странах формирующейся рыночной экономики, страница 17

С самого начала приватизация в странах восточной Европы находилась под сильным политическим и социальным давлением. Так, польская программа приватизации была одобрена многими международными финансовыми организациями. Польша стала классическим примером «посткоммунистических» преобразований.

Большинство либерально настроенных экономистов и политиков Польши требовали ее немедленного осуществления, тогда как активисты рабочих советов требовали организовать все так, чтобы не пострадало их влияние на экономическую систему. Сегодняшняя программа приватизации в Польше – это результат международной политики приватизации от продажи до свободной раздачи государственного имущества.

Результаты приватизации в Польше таковы: в настоящее время в частном владении почти 100% магазинов оптовой и розничной торговли, более 85% крупных предприятий промышленности.

Таким образом, в странах Восточной Европы, где господствовала государственная собственность, приватизация это средство формирования частной собственности и, соответственно, резкого ограничения роли государства в экономике. По существу, в результате отрабатывается модель мирового порядка в экономическом развитии: во всех странах должна господствовать смешанная собственность и рыночный режим управления.

5.2. Приватизация в России.

5.2.1. Первичное перераспределение собственности (1987-1994)

Чековая (ваучерная) приватизация в России.

На фоне других стран Россию особенно выделяет начальный этап нерегулируемой, но массовой «спонтанной» приватизации 1987-1994 гг., которая за пределами бывшего СССР пока нигде не отмечалась. Возможности для этого типа приватизации де-факто создавались законом СССР от 1987 г. «О государственном предприятии», который положил конец прежнему строгому разделению в советской системе наличных и безналичных денег, ограниченных потребительских рынков и вовсе не рыночного распределения ресурсов и услуг, резко расширил полномочия менеджмента. Во взаимодействии с кооперативным, арендным законодательствами, иными хозяйственными актами, которые вскоре последовали, прямо затронув процедуры передачи прав собственности, открывались каналы для полулегальной перекачки государственных ресурсов – материальных и финансовых. Быстрое ослабление контроля властных структур за предприятиями питало среду для симбиозов квазигосударственных и квазичастных структур, которые сосредотачивались именно на совместной деятельности такого рода, а отнюдь не на конкуренции. Наиболее широко практиковались переводы на аренду малых и средних предприятий легкой, местной промышленности и сферы услуг с правом последующего выкупа на формально-юридических основаниях трудовыми коллективами (хотя фактически формы собственности на эти объекты были и остались законодательно крайне не определены); конкурсы и аукционы по инициативам местных властей для реализации их имущества юридическим и физическим лицам еще до появления (в1992 г.) федерального законодательства; смена собственника без специальных санкций центральных либо местных властей. В последнем случае один из самых распространенных методов – создание кооперативов, акционерных и иных обществ с менеджментом, идентичным государственным предприятием, на их материальной, финансовой и кадровой базе. Государственные учредители к началу 1992 г. владели 82% акционерного капитала и 55% паев в товариществах с ограниченной ответственностью (в нефинансовом секторе), причем инвестировали в смешанные предприятия «осязаемые активы» вопреки быстрому росту текущей неплатежеспособности , тогда как вклады физических лиц зачастую ограничивались «интеллектуальной собственностью».